Электронный кампусПолезная информацияАналитические материалыИнформатизация вуза → Основные технологические тенденции

Основные технологические тенденции

Основные технологические тенденции
11:11 27.04.2011
  • Виртуализация и «облачные» вычисления: более эффективное использование ресурсов и перевод приложений для работы на удаленных компьютерах в режиме аренды или аутсорсинга.
  • Внедрение мобильных решений на корпоративном уровне: использование смартфонов и планшетных компьютеров дляисполнения корпоративных приложений.
  • Удаленный запуск офисных приложений с использованием сети Интернет: использование Интернет для доступа к офисным приложениям.
  • Визуализация: появление доступных 2D и 3D инструментов для визуализации процессов, явлений, поведения объектов, в том числе в веб-среде.
  • Мобильные технологии передачи данных: внедрение стандартов 3G и 4G.

Специалисты считают, что рано или поздно именно облачная модель пользования программным обеспечением охватит весь бизнес. Наиболее прогрессивные компании освоят ее уже в 2011 году. Тенденция будет доминировать в списке не один, а несколько лет, пока не переломит мышление крупных компаний, которые не стремятся доверять третьим лицам доступ к своим секретам. Риск утечки действительно есть, особенно при покупке готовых SOA-решений, построенных на сочетании собственных и аутсорсинговых программ, объединение которых часто не отвечает требованиям безопасности. В компьютерном мире ожидается перелом, аналогичный тому, что произошел с веб-пользователями - в какой-то момент начавшими не только потреблять, но и производить информацию. Для компаний такой переход ожидается в 2011 году, когда они начнут обмениваться и делиться информацией, в т.ч. используя и возможности «облака».

Последствия внедрения облачной модели для школ огромны: школы не имеют такой инфраструктуры как вузы, а задача развивать многопользовательские корпоративные среды стоит. Следовательно, уже сейчас можно брать за основу архитектуру, когда школа будет использовать вычислительные мощности и приложения в удаленном режиме на условиях аренды или опираясь на сеть ресурсных центров, которые обслуживают школы. Для внедрения такой архитектуры потребуется обеспечить каждую школу высокоскоростным каналом для сетевого подключения.

Мобильные решения начинают использоваться на корпоративном уровне. Но, несмотря на известную тягу IT-специалистов к новинкам, аналитики предостерегают от погони за новыми платформами для смартфонов. Apple, Google и Microsoft все еще продолжают искать новые подходы, поэтому ни одна из систем не является достаточно стабильной, чтобы строить работу компании на ее основе. В 2011 году лучшим решением будет и вовсе отказаться от новинок и продолжать использовать проверенные RIM Blackberry или Windows Mobile 6.

Что происходит с точки зрения потребителя

  • Жизнь «он-лайн»: возможность постоянно быть «на связи» и иметь доступ к источникам информации
  • Жизнь без посредников: устраняются барьеры от источника информации или товара к потребителю - возможно непосредственное общение автора и читателя, продавца и покупателя, преподавателя и обучающегося
  • Жизнь в виртуальной среде единомышленников: использование сервисов социальных сетей и блогов для общения в группах по интересам, совместное создание веб-ресурсов (вики-вики), он-лайн игры
  • Все в одном: объединение сервисов и контента в одном устройстве, огромные возможности для доступа к знаниям

На данный момент сформировалась реальная потребность в обучении «в любое время и в любом месте». Эта реальность требует переосмысления традиционно выстроенной модели с лекциями и практиками в вузах и поурочной модели в школе. Нужно переходить на смешанную модель, когда часть традиционной нагрузки выводится в виртуальный режим. А для этого нужны качественно наполненные материалами обучающие среды, системы тестирования, порталы, сервисы потокового вещания видео, вебинары, рассылка СМС и т.п. Кроме того, нужны наставники, инструкторы, которые будут работать в таких средах.

Мировые тенденции: все больше учащихся имеют ноутбуки, смартфоны, планшеты. Это значит, что образовательные учреждения должны создать инфраструктуру и быть готовы так организовать учебный процесс, чтобы учебные ресурсы были доступны с личных компьютеров. Нас ожидает перспектива пересмотра назначения компьютерных классов в традиционном понимании и центров доступа к электронным ресурсам, которыми являются библиотеки. Наш анализ показывает что более 50% времени в компьютерных классах используются офисные приложения и обучающие программы, т.е. приложения, которые легко могут быть запущены на ноутбуках. При этом, конечно придется изменить существующую практику выдачи заданий и сохранения результатов практических занятий.

Блоги и вики

Виртуальные среды создают для преподавателей новые возможности формирования учебных ресурсов, которые они считают наиболее полезными в классе. Учитель может редактировать, добавлять, или иным образом настроить материал для своих собственных целей, так что их ученики получают адаптированный материал. Эти ресурсы во многих случаях дополняют официальный учебник и могут  в ближайшие годы стать основным источником обучения для студентов. Однако, такой подход часто бросает вызов традиционным понятиям интеллектуальной собственности и авторских прав.

Игры

Многопользовательские он-лайн игры чрезвычайно распространено среди молодых людей, игры предоставляют возможность для расширения социального взаимодействия и гражданской активности среди молодежи. Феноменальный успех игр с упором на активное участие, с развитой поддержкой мотивации к взаимодействию свидетельствует, что обучающие игры могли бы более эффективно использоваться для повышения интереса к учебе и мотивации учащихся.

Социальные сети

Хотя и являвляются относительно молодой технологией, социальные сети уже успели стать глобальным феноменом. Во всех регионах мира, в странах с самым разным уровнем экономического развития люди, заходя в Интернет, используют социальные сети. А в особенности это касается молодежи.

По всему миру применение всех этих технологий больше свойственно образованной молодежи. В частности, пользуются интернетом и владеют мобильными телефонами чаще всего люди младше 30, имеющие высшее образование. Значительные возрастные и образовательные различия также присущи пользователям компьютеров и электронной почты.

Исследования активности пользователей в Интернет свидетельствуют, что сравнительно малая вовлеченность в социальные сети, свойственная менее развитым экономически странам, в основном объясняется тем, что население в массе не имеет доступа к сети, а не отсутствием интереса к социальным сетям.

ФЦПРО на 2011-2015 г.г.: результаты

  • Создание единой информационной системы сферы образования.
  • Оснащение современным компьютерным оборудованием и программным обеспечение образовательных учреждений, внедряющих современные программы и обучающие технологии.
  • Развитие существующих аппаратно-программных средств.
  • Внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов, систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового поколения.
  • Разработаны и реализованы механизмы обеспечения комплексного электронного мониторинга с использованием паспорта общеобразовательных учреждений.
  • 100 % родителей (учащихся), имеющих доступ в Интернет, будут иметь возможность получать электронную информацию об академических достижениях своих детей.
  • 100% граждан, имеющих доступ в Интернет, будут иметь возможность получать электронную информацию о деятельности образовательных учреждений и о качестве услуг.
  • За счет применения ИКТ будет обеспечено сокращение не менее 20% временных и административных затрат ОУ при подготовке отчетной информации.
  • Создание информационных систем, обеспечивающих процессы управления по направлениям деятельности и оценке качества образования

Что дает применение ИТ

  • Улучшение качества обучения посредством более полного использования доступной информации, повышения мотивации обучаемых и творческой активности преподавателей.
  • Повышение эффективности учебного процесса на основе его индивидуализации и интенсификации учебного процесса.
  • Внедрение новых образовательных технологий – развивающее и проектное обучение, деловые игры, визуализация, имитационное моделирование, дистанционное обучение.
  • Интеграция различных видов деятельности (учебной, учебно-исследовательской, научной).
  • Уменьшение зависимости обучающегося от педагога.
  • Применение методик контроля знаний на основе компьютерного тестирования

Персональный подход к обучению

Информационные системы опираются на базы данных и знаний, которые ведутся на протяжении деятельности ОУ, следовательно есть сведения об оценке знаний из предшествующего обучения. Эти сведения можно использовать для адаптации текущей учебной программы к конкретному студенту (понять что он знает лучше, что хуже, регулировать содержание обучения, планировать консультации, посоветовать изучить дополнительный материал и т.п.). Именно эти данные позволяют быстро распознать сильных и слабых, понять потребности тех и других и выстроить для них персональные программы.

ИТ меняют роль педагога

Педагог превращается из единственного носителя знаний в учебного менеджера и наставника, направляя и контролируя усилия студентов по освоению определенной программы - через индивидуальные задания, определение соответствующих учебных ресурсов, создание совместных возможностей для обучения, а также предоставления своего понимания материала и консультационную поддержку как во время очного процесса, так и в учебных средах и виртуальном взаимодействии. Эти перемены легче озвучить, чем реализовать и в конечном счете, успех или неудача нового подхода зависит человеческого фактора и готовности учителей войти в виртуальные классы и среды.  

  • В Великобритании не обнаружено повышения качества знаний в зависимости от времени, проведенного за компьютером или оснащенности школы средствами ИКТ
  • Нелинейная зависимость между образовательным эффектом и вложениями в ИТ
  • Доступность ИТ-ресурсов: ориентир ПК:У=1:10 (в ШИОД 1:7) и доступ в Интернет 10 Мб/с (в ШИОД 4 Мб/с)
  • Применение проекционного оборудования: ориентир – не менее 50% аудиторий с проекторами
  • ЦОР: спрос не стимулирует создания качественных учебных ресурсов в цифровом виде со свободным доступом
  • Компетенции: нужна критическая масса педагогов, готовых работать по-новому и стимулирование активности

Только в том случае, когда внедрение ИТ направлено на развитие способностей и компетенций учащихся можно ожидать повышения качества обучения. На первом этапе, когда вложения направлены на первичное оснащение классов компьютерами с целью иметь возможность адекватно организовать образовательный процесс в области освоения ИТ и преподавания не «на пальцах» эффект проявляется очень ярко – по сути это организация обучения по информатике и формирования навыков информационной культуры – использование офисных приложений и доступа в Интернет. Обычно для этого достаточно одного класса в школе и доступа в Интернет со скоростью, достаточной для работы почты, создания сайта школы и обращения к информационным порталам. Дальнейшие вложения в ИКТ, например в цифровые ресурсы по предметам обычно не оказывают прямого эффекта на образовательный результат – глубокого применения эти вложения не находят, все ограничено классом информатики. С этим столкнулись многие страны, где соотношение один компьютер на пять учащихся. Это справедливо и для бизнеса.