14:27
26.08.2011
Инновации в управлении образовательным учреждением на базе информационных технологий являются ключевым механизмом, который позволяет создавать преимущества в конкурентной среде. В этой связи основными мероприятиями в развитии информатизации становятся создание надежной и эффективной инфраструктуры, внедрение унифицированных способов доступа к корпоративным данным, улучшение управляемости всего комплекса информационных ресурсов, а также обеспечение соответствия инфраструктуры стратегическим целям вуза. Комплексная реализация данных мероприятий может быть увязана с формированием корпоративной информационной среды, что обеспечивает интеграцию информационных ресурсов и позволяет создать информационную инфраструктуру в соответствии с действующей организационной структурой и принятыми в вузе бизнес-правилами. На современном этапе информационная среда из средства предоставления доступа к необходимой информации превратилась в обязательный компонент инфраструктуры управления вузом и совокупность интеллектуальных сервисов, без которых сегодня невозможно представить организацию управления и обучения в вузе.
Проекты по внедрению систем автоматизации управленческой деятельности традиционно охватывают широкий спектр задач от формализации процедур сбора и хранения управленческой информации до осуществления изменений в организационной структуре управления и перераспределения обязанностей. Отличительной особенностью данного типа проектов является то, что от успеха или провала проекта может зависеть эффективность функционирования вуза в целом. По этой причине тщательное планирование и контроль не только организационно-технических, но и человеческих аспектов внедрения системы приобретает особую важность.
Анализ состояния информатизации в высших учебных заведениях показывает, что в большинстве вузов, имеющих действующие информационные системы, персонал страдает как от недостатка нужной информации, так и от избытка некорректной или устаревшей информации. Кроме того, многие сотрудники либо не знают, какие ресурсы и сервисы доступны, либо не понимают, как ими воспользоваться, а порой не имеют возможности это сделать. У персонала часто нет возможности оперативно опубликовать неструктурированные данные и сделать их доступными определенной целевой группе. В учебном процессе явный дефицит качественных цифровых методических материалов, а то, что есть, трудно «донести» до студента. Есть проблемы с идентификацией пользователей при доступе к ресурсам и управлением собственно информационными ресурсами. Часто отсутствует информационно-аналитическая поддержка для ключевых задач управленческого учета. В вузах назрела потребность разделить вычислительную сеть и сеть доступа к централизованным данным.
ИТ-специалисты университета на личном опыте убедились, что создание и организация жизненного цикла корпоративных систем — это сложная организационная, техническая и технологическая задача, а взаимная увязка согласованной работы отдельных систем, интеграция данных — это отдельные проблемы, решение которых обеспечивает устойчивость среды и достигается путем функциональной, технической, программной и информационной совместимости. Обязательным этапом создания корпоративных систем должно быть документирование разработок на базе разумного применения стандартов.
Как можно определить основные задачи, эффективность решения которых в вузе напрямую связана с применением информационных технологий? Если не использовать профессиональную техническую терминологию, то ответ такой: «Информационные технологии позволяют наиболее эффективно организовать доступ людей к данным в цифровом виде». Если при этом формируются процессы, логически связывающие людей и данные, то ИТ-решение становится более устойчивым и успешным. Исходя из этого, в любом вузе можно выделить три основных компонента ИТ-решений, между которыми существует тесная взаимосвязь, — это люди, процессы и данные. С точки зрения управления от того, насколько хорошо решены и организованы процессы, связывающие людей и данные, во многом зависит успешная деятельность вуза.
Под информатизацией университета мы понимаем комплекс мер, направленных на улучшение деятельности университета как системы. Чтобы повысить эффективность работы университета, нужно комплексно воздействовать на систему в целом — стратегию, сетевую инфраструктуру, организационную структуру, систему управления, систему мотивации к труду, корпоративную культуру. Основной технологический процесс, позволяющий достичь эффекта от информатизации, — улучшение управляемости корпоративными данными и процессами, что невозможно достигнуть без создания корпоративной информационной среды (КИС) университета. Полноценная КИС вуза позволит управлять знаниями, что обеспечивает: развитие инноваций, улучшение восприимчивости персонала (быстрее решаются возникающие проблемы), увеличение производительности труда (сокращается время поиска нужного решения в управлении и объема выполненных работ), повышение компетентности персонала.
Можно рассматривать информатизацию вуза как процесс перехода к такому состоянию КИС, при котором пользователи получают доступ к необходимой, актуальной, полной, корректной и непротиворечивой информации, а сами решения в области информационных технологий так вплетены в основные деловые процессы вуза, что персонал и студенты уже не могут обходиться без сервисов, предоставляемых информационной средой. При этом должностные обязанности выполняются персоналом с большей эффективностью, а обучение студентов — с лучшим качеством, что делает инвестиции в ИТ экономически оправданными.
На фоне предстоящего сокращения числа вузов, консолидации различных уровней образования под эгидой вузов, сокращения набора и усиливающейся конкуренции в ближайшем будущем успешными станут вузы, которые способны быстро реагировать на внешние изменения, имеют гибкие бизнес-модели, рассматривают ИТ как основу эффективного управления и средство достижения конкурентных преимуществ, а так же неотъемлемую часть общекорпоративной стратегии. Передовые бизнес-модели и инновации станут главными конкурентными преимуществами университета в течение ближайших лет. Одновременно с этим возрастет роль ИТ, т. к. передовые ИТ-решения будут основным фактором реализации стратегических целей университета, усиления инновационных изменений и укрепления целостности образовательной деятельности как бизнеса.
В связи с предстоящим вступлением России в ВТО и связанной с этим глобализацией рынка образовательных услуг формируется набор требований к национальной системе образования. Одним из основных таких требований является способность работы на подвижном, быстро меняющемся рынке образовательных услуг. Такая способность может быть обеспечена в вузах с процессно-ориентированной структурой управления и автоматизированными (а значит и управляемыми!) бизнес-процессами. Без единой ИТ-стратегии, привязанной к бизнес-целям университета, трудно надеяться на создание эффективной модели управления как учебным процессом, так и университетом в целом.
Приведем внешние по отношению к вузу факторы, которые оказывают влияние на то, как и что должно быть сделано в вузе в части применения ИТ:
- демография;
- глобализация;
- новое поколение студентов;
- реформы образования;
- новые технологические вызовы.
Если говорить обобщенно, то сервисы КИС и организация их применения в вузе должны развиваться или адаптироваться с учетом этих внешних воздействий.
Информационные технологии уже изменяют государства и общества, что отчетливо видно на примере развития Интернет, где наблюдается не просто технологический прорыв, а неизбежное зарождение нового стиля жизни и появление нового «сетевого» поколения. Это единственное пока поколение, с первых дней жизни сталкивающееся с компьютерами. Цифровые устройства для них столь же привычны, как телевизор или холодильник для старшего поколения. Для коллектива вуза нет более насущной задачи, чем познание поколения — его культуры, психологии, ценностей и перемен, привносимых им в мир. Сетевое поколение непременно изменит сам способ производства материальных благ, создаст новую культуру труда. Представители нового поколения желают активно использовать в учебе переносные компьютеры с беспроводными сетевыми адаптерами, мобильные телефоны, Интернет, следовательно, вуз должен быть технологически готов предоставить такие возможности этому поколению студентов.
В последние годы активно дискутируется вопрос о том, как и чему учить специалистов для информационного общества, основанного на знаниях. Между тем мы до сих пор еще не знаем определенно, как это общество будет устроено, а работодатели не могут четко сформулировать требования в части компетенций, которые нужны не сейчас, а на перспективу. Но можно утверждать, что уходит репродуктивная модель, при которой в центре образовательного процесса был преподаватель с мелом у доски и все сервисы информационной среды строились вокруг него. Мы в университете выстраиваем другую модель, в центре которой находится студент и под него следует формировать информационные сервисы и организовывать учебный процесс так, чтобы преподаватель перестал быть одновременно и единственным источником знаний, и экзаменатором. Преподаватель остается, безусловно, ключевым, но все же одним из компонентов массового образовательного процесса, и не с мелом у доски, а с пультом проектора или у интерактивной цифровой доски, или за компьютером в информационной среде. Преподаватель будет учить учиться, думать, решать проблемы, а университет в целом — готовить студента к реальной профессиональной карьере.
Переход на двухуровневую модель обучения, ЕГЭ, изменение условий финансирования, внедрение рейтинговой системы оценки успеваемости, начавшийся переход на Государственные образовательные стандарты третьего поколения, как и в общем тенденция к клиентоориентированной (где клиент — это студент) концепции оказания образовательных услуг — все это прямо или косвенно влияет на то, как следует применять в вузе ИТ. Кроме того, масштабное применение цифровых учебно-методических материалов, в том числе в мультимедийном представлении, беспроводных технологий, презентационного оборудования, сетевых технологий для доступа к ресурсам также влияет и на инфраструктуру ИТ, и на сервисы КИС вуза.
Стратегия и задачи информатизации
Коллектив ВГУЭС с воодушевлением воспринял принятую в университете концепцию стратегического развития и предусмотренные в ней задачи информатизации, положительное влияние решения которых на развитие университета в целом трудно переоценить. Это имеет ключевое значение, поскольку на протяжении последних лет мы в университете этим занимаемся с целью повышения эффективности и качества обучения, обеспечения единства учебных и управленческих процессов в вузе, а также реализации универсальных способов доступа к знаниям. Мы также считаем, что формирование и развитие многоуровневой системы информационного обеспечения сферы образования целесообразно вести с учетом опыта и при участии вузов, уже имеющих реальные результаты в решении задач информатизации.
Приведем основные факторы, которые повлияли на выработку стратегии информатизации во ВГУЭС:
- новая бизнес-стратегия университета;
- изменяющаяся парадигма обучения;
- сокращение издержек на сопровождение ИТ-решений;
- структурные изменения в университете;
- реализация модели электронного кампуса.
В 2004 году во ВГУЭС была обоснована новая стратегия развития университета, под которую выстроена ИТ-стратегия на основе методики выравнивания. Это повлекло изменения в организационной структуре ИТ-службы и постановку новых крупных проектов информатизации вуза на основе методологии управления бизнес-процессами и модели смарт-кампуса. Несмотря на расхождение в содержании стратегии развития университета и информатизации, они обращены к одним и тем же вопросам: определение целей, приоритетов, методов и организации деятельности вуза, эффективность которой должна поддаваться измерению. В содержательном плане ИТ-стратегия отличается от стратегии вуза лишь областью применения — в первом случае речь идет о бизнес-процессах, во втором — о сфере информационных технологий. Стратегия информатизации не должна смешиваться с ее планированием, которое подчинено стратегии, поскольку ИТ-стратегия интегрирует видение развития университета и технологические тенденции. Стратегическое видение развития университета включает понимание миссии, рыночных тенденций и перспектив развития образовательной сферы, осознание собственных сильных сторон и слабостей и определение финансовых целей. К технологическим тенденциям относятся совершенствование коммуникаций, расширение сервисов, упрощение применения ИТ, интеграция ИТ-ресурсов и т. д.
ИТ-Миссия ВГУЭС: непрерывными инновациями, талантами и высоким качеством мы не только сделаем результаты информатизации университета более полезными и доступными, но и предвосхитим ожидания университетского сообщества. Руководство ВГУЭС видит свою управляющую роль в процессе информатизации в такой организации работы, чтобы передовые ИТ-решения внедрялись не любой ценой, а исходя из понимания реальных возможностей коллектива университета на основе концепции «информатизации с человеческим лицом». Развертывание в университете передовых ИТ-решений — это не технологические, а бизнес-проекты, и если проект завершится неудачей, то это негативно отразится на деятельности многих людей и всего университета.
ИТ - Миссия университета нужна как база для формирования ИТ- стратегии и создания системы внутриуниверситетских ИТ-стандартов. Под ИТ-стратегией мы понимаем формализованную систему принципов, на основе которых формируется концепция информатизации, основные требования и план развития информационных технологий в вузе. Стратегия обеспечивает системный подход к информатизации и согласование с бизнес-стратегией вуза.
Основные стратегические цели информатизации:
- обеспечить лидерство университета в области информационных технологий;
- развить новые формы и улучшить качество образовательных услуг;
- повысить отдачу от применения информационных технологий в управлении университета и учебном процессе на основе согласования бизнес-стратегии со стратегией информатизации, а также путем оптимизации инвестиционных, организационных и технологических решений;
- снизить совокупную стоимость владения ИТ-ресурсами за счет улучшения
управляемости ресурсами;
- повысить эффективность управления университетом и улучшить качество информационных сервисов, а так же их доступность для пользователей на основе модели цифрового (смарт) кампуса;
- снизить возможности для злоупотреблений учебного персонала в отношении студентов и административно-управленческого персонала в отношении преподавателей и сотрудников на основе внедрения систем компьютерного тестирования, электронного документооборота, контроля исполнения управленческих решений, регламентированного доступа к управленческой и учебной информации;
- повысить экономическую эффективность применения ИТ в университете.
Основные направления информатизации:
- ИТ-инфраструктура: оборудование, линии и каналы передачи данных, вычислительная сеть, системное программное обеспечение, беспроводный доступ к ресурсам.
- ИТ-решения: комплексные проекты на основе ИТ, информационные системы и сервисы, информационные среды, геоинформационные технологии.
- Методология применения ИТ: информационные модели бизнес-процессов в университете, модель цифрового кампуса, методика оценки эффективности применения ИТ, основные показатели применения ИТ, согласованные с ключевыми показателями результативности деятельности университета; корпоративный стандарт на порядок разработки, внедрения и применения ИТ в университете; положения и регламенты.
- ИТ- служба: оргструктура, управление, взаимоотношение с другими подразделениями.
Основные принципы информатизации:
- развитие инфраструктуры ИТ;
- развитие информационной среды на основе концепции интеграции ресурсов, технологий и бизнес-процессов;
- оценка эффективности применения ИТ в университете;
- построение схемы взаимоотношений между подразделениями/персоналом университета и ИТ службой;
- адаптация структуры ИТ подразделений и схемы управления к бизнес-задачам университета;
- финансирование ИТ определяется принятыми стратегическими задачами развития университета;
- обеспечение политики безопасности информационной среды и сохранности корпоративных данных.
- Методология ИТ опирается на базовые организационно-технические решения, а также перечень основных проблем, подлежащих решению, включая:
- наиболее значимые задачи университета, решение которых основано на применении ИТ;
- информационные модели основных бизнес-процессов в университете;
- методику оценки эффективности применения ИТ в университете;
- систему показателей развития ИТ в университете, согласованную с показателями оперативной деятельности университета;
- перечень технологических проблем и методов их решения;
- описание корпоративной структуры данных;
- основные регламенты и положения, лежащие в основе применения и развития ИТ в университете;
- перечень ИТ-услуг, которые должны оказывать ИТ-подразделения пользователям;
- политику безопасности информационной среды.
Практика решения задач информатизации в других отраслях и положительный опыт реализации ИТ-стратегии во ВГУЭС свидетельствуют, что через решение задач информатизации можно достичь повышения эффективности деятельности университета как системы. Все мероприятия, направленные на реализацию ИТ-стратегии, можно интегрировать в единый проект создания цифрового кампуса, ядром которого является формирование корпоративной информационной среды университета, под которой понимается комплекс мероприятий по внедрению во все сферы деятельности вуза информационных технологий как совокупности программно-технических средств вычислительной техники, а также приемов, способов и методов их применения при выполнении функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования информации. Можно выделить следующие основные задачи, выполнение которых направлено на формирование КИС вуза:
- формирование организационной структуры информатизации;
- создание информационной инфраструктуры вуза;
- информатизация учебного процесса;
- информатизация процессов управления вузом;
- информатизация научных исследований и проектов;
- повышение уровня компетентности персонала в области информационных технологий.
Принимая решение о создании КИС, необходимо избежать разрушительных процессов в деятельности вуза, обеспечив при этом разумный объем инноваций как в учебной, так и в управленческой деятельности. Создание и организация жизненного цикла КИС — сложная организационная и технологическая задача, что обусловливает целесообразность поэтапной разработки системы, решая задачи получения на каждом этапе законченного продукта, который будет последовательно модифицироваться и наращиваться от этапа к этапу. Взаимная увязка указанных подсистем и интеграция данных достигается на основе организационной, функциональной, технической, программной и информационно-лингвистической совместимости. Только на таких условиях может быть обеспечено устойчивое функционирование КИС.
Ниже приведены основные требования к созданию КИС, полученные из условий достижения целей ИТ-стратегии и обеспечения высоких показателей информатизации вуза.
- КИС должна строиться на основании ИТ- стратегии с учетом состояния
инфраструктуры, наличия унаследованных информационных систем и компетенции персонала вуза.
- Модель КИС включает архитектуру, технические решения управления, интеграции и распределения данных, метаданных и приложений в среде, учитывает требования по развитию среды в будущем.
- Пользователями среды являются все сотрудники, преподаватели, студенты вуза, независимо от их местонахождения, при этом доступ к информационным сервисам КИС предоставляется авторизованным пользователям в соответствии с их ролью в вузе. Управление правами доступа выполняется автоматически.
- Приложения КИС должны поддерживать основные направления деятельности вуза и комплексно реализовывать необходимые функции от сбора и хранения до анализа, планирования и поддержки принятия решений.
- Архитектура КИС должна основываться на компонентной модели и позволять решать задачи интеграции приложений и данных.
- Должен быть обеспечен высокий уровень интеграции данных и приложений, формализованный через ведение обобщенного репозитория метаданных КИС.
- Наличие развитой системы актуализации данных и процедур восстановления работоспособности после сбоев.
- Выделение общих функций приложений среды в отдельные модули, покрывающие группу деловых процедур.
- Использование надежных и масштабируемых аппаратно-программных платформ и технологий различного назначения — системы управления базами данных (СУБД), системы управления электронным документооборотом (СУЭД), геоинформационные системы (ГИС), технологии Интернет, виртуальные сети, технология виртуализации вычислительных ресурсов (VMWare), распределенные вычисления, OLAP-технологии.
- Использование индикаторов эффективности, позволяющих оценивать востребованность приложений, быстродействие среды в целом и ее отдельных частей, использование механизмов распределения нагрузки для достижения максимальной эффективности.
- Использование документированных процедур резервного копирования, архивирования и восстановления данных, защита резервных копий от несанкционированного доступа.
- Информационные системы КИС должны поддерживать основные контуры информатизации вуза (обучение, управление, научные исследования и т. д.).
- Поддержка внедрения в среду унаследованных приложений.
- Поддержка интеграции КИС с другими информационными средами.
array(20) {
["Attachment"]=>
array(0) {
}
["ChildActions"]=>
array(0) {
}
["ChildObj"]=>
array(0) {
}
["EMPLAuthors"]=>
array(0) {
}
["EmplPerson"]=>
array(0) {
}
["FileInfo"]=>
array(0) {
}
["Incut"]=>
array(0) {
}
["KeyWords"]=>
array(4) {
[0]=>
array(10) {
["text"]=>
string(16) "informatizatsiia"
["plain"]=>
string(28) "информатизация"
["money"]=>
int(0)
["type"]=>
string(3) "102"
["input"]=>
string(4) "5256"
["date"]=>
NULL
["value"]=>
string(6) "413540"
["valueName"]=>
string(29) "информатизация "
["imgURL"]=>
string(56) "https://st2.vvsu.ru/photos/информатизация "
["Unic"]=>
string(36) "8BC19E50-F63B-415D-AB8F-CA965B2B8336"
}
[1]=>
array(10) {
["text"]=>
string(27) "informatsionnye_tekhnologii"
["plain"]=>
string(49) "информационные технологии"
["money"]=>
int(0)
["type"]=>
string(3) "102"
["input"]=>
string(4) "5256"
["date"]=>
NULL
["value"]=>
string(6) "413543"
["valueName"]=>
string(50) "информационные технологии "
["imgURL"]=>
string(77) "https://st0.vvsu.ru/photos/информационные технологии "
["Unic"]=>
string(36) "8BC19E50-F63B-415D-AB8F-CA965B2B8336"
}
[2]=>
array(10) {
["text"]=>
string(30) "razvitie_informatsionnoi_sredy"
["plain"]=>
string(56) "развитие информационной среды"
["money"]=>
int(0)
["type"]=>
string(3) "102"
["input"]=>
string(4) "5256"
["date"]=>
NULL
["value"]=>
string(6) "566249"
["valueName"]=>
string(57) "развитие информационной среды "
["imgURL"]=>
string(84) "https://st1.vvsu.ru/photos/развитие информационной среды "
["Unic"]=>
string(36) "8BC19E50-F63B-415D-AB8F-CA965B2B8336"
}
[3]=>
array(10) {
["text"]=>
string(25) "printsipy_informatizatsii"
["plain"]=>
string(45) "принципы информатизации"
["money"]=>
int(0)
["type"]=>
string(3) "102"
["input"]=>
string(4) "5256"
["date"]=>
NULL
["value"]=>
string(6) "601244"
["valueName"]=>
string(46) "принципы информатизации "
["imgURL"]=>
string(73) "https://st2.vvsu.ru/photos/принципы информатизации "
["Unic"]=>
string(36) "8BC19E50-F63B-415D-AB8F-CA965B2B8336"
}
}
["MainPict"]=>
array(1) {
[0]=>
array(10) {
["text"]=>
string(0) ""
["plain"]=>
string(0) ""
["money"]=>
int(0)
["type"]=>
string(3) "130"
["input"]=>
string(5) "36468"
["date"]=>
NULL
["value"]=>
string(8) "10134112"
["valueName"]=>
string(36) "2BAA9523_4163_47DE_ABD2_AC2E39755C17"
["imgURL"]=>
string(63) "https://st0.vvsu.ru/photos/2BAA9523_4163_47DE_ABD2_AC2E39755C17"
["Unic"]=>
string(36) "8BC19E50-F63B-415D-AB8F-CA965B2B8336"
}
}
["Pictures"]=>
array(0) {
}
["Position"]=>
array(2) {
[0]=>
array(10) {
["text"]=>
string(21) "informatizatsiia_vuza"
["plain"]=>
string(37) "Информатизация вуза"
["money"]=>
int(0)
["type"]=>
string(3) "102"
["input"]=>
string(4) "5256"
["date"]=>
NULL
["value"]=>
string(6) "568306"
["valueName"]=>
string(38) "Информатизация вуза "
["imgURL"]=>
string(65) "https://st0.vvsu.ru/photos/Информатизация вуза "
["Unic"]=>
string(36) "8BC19E50-F63B-415D-AB8F-CA965B2B8336"
}
[1]=>
array(10) {
["text"]=>
string(25) "russkaia_versiia_saita_ek"
["plain"]=>
string(43) "Русская версия сайта ЭК"
["money"]=>
int(0)
["type"]=>
string(3) "102"
["input"]=>
string(4) "5256"
["date"]=>
NULL
["value"]=>
string(6) "602184"
["valueName"]=>
string(44) "Русская версия сайта ЭК "
["imgURL"]=>
string(71) "https://st1.vvsu.ru/photos/Русская версия сайта ЭК "
["Unic"]=>
string(36) "8BC19E50-F63B-415D-AB8F-CA965B2B8336"
}
}
["Priority"]=>
array(0) {
}
["Site"]=>
array(1) {
[0]=>
array(10) {
["text"]=>
string(16) "e_campus_vvsu_ru"
["plain"]=>
string(16) "e-campus.vvsu.ru"
["money"]=>
int(0)
["type"]=>
string(3) "102"
["input"]=>
string(4) "5256"
["date"]=>
NULL
["value"]=>
string(8) "10096124"
["valueName"]=>
string(17) "e-campus.vvsu.ru "
["imgURL"]=>
string(44) "https://st2.vvsu.ru/photos/e-campus.vvsu.ru "
["Unic"]=>
string(36) "8BC19E50-F63B-415D-AB8F-CA965B2B8336"
}
}
["StudPerson"]=>
array(0) {
}
["Data"]=>
array(11) {
["text"]=>
string(0) ""
["plain"]=>
string(0) ""
["money"]=>
int(0)
["type"]=>
string(3) "177"
["input"]=>
string(3) "178"
["date"]=>
string(10) "2011-08-26"
["value"]=>
NULL
["valueName"]=>
string(79) "Strategija_informatizacii_principy_celi_i_zadachi_informatizacii_v_universitete"
["imgURL"]=>
string(106) "https://st0.vvsu.ru/photos/Strategija_informatizacii_principy_celi_i_zadachi_informatizacii_v_universitete"
["Unic"]=>
string(36) "8BC19E50-F63B-415D-AB8F-CA965B2B8336"
["dateString"]=>
string(17) "26 августа"
}
["ShortDescr"]=>
array(10) {
["text"]=>
string(961) "Инновации в управлении образовательным учреждением на базе информационных технологий являются ключевым механизмом, который позволяет создавать преимущества в конкурентной среде. В этой связи основными мероприятиями в развитии информатизации становятся создание надежной и эффективной инфраструктуры, внедрение унифицированных способов доступа к корпоративным данным, улучшение управляемости всего комплекса информационных ресурсов, а также обеспечение соответствия инфраструктуры стратегическим целям вуза."
["plain"]=>
string(961) "Инновации в управлении образовательным учреждением на базе информационных технологий являются ключевым механизмом, который позволяет создавать преимущества в конкурентной среде. В этой связи основными мероприятиями в развитии информатизации становятся создание надежной и эффективной инфраструктуры, внедрение унифицированных способов доступа к корпоративным данным, улучшение управляемости всего комплекса информационных ресурсов, а также обеспечение соответствия инфраструктуры стратегическим целям вуза."
["money"]=>
int(0)
["type"]=>
string(3) "100"
["input"]=>
string(1) "4"
["date"]=>
NULL
["value"]=>
NULL
["valueName"]=>
string(39) "Strategija_informatizacii_principy_celi"
["imgURL"]=>
string(106) "https://st1.vvsu.ru/photos/Strategija_informatizacii_principy_celi_i_zadachi_informatizacii_v_universitete"
["Unic"]=>
string(36) "8BC19E50-F63B-415D-AB8F-CA965B2B8336"
}
["FullDescr"]=>
array(10) {
["text"]=>
string(41279) "
Инновации в управлении образовательным учреждением на базе информационных технологий являются ключевым механизмом, который позволяет создавать преимущества в конкурентной среде. В этой связи основными мероприятиями в развитии информатизации становятся создание надежной и эффективной инфраструктуры, внедрение унифицированных способов доступа к корпоративным данным, улучшение управляемости всего комплекса информационных ресурсов, а также обеспечение соответствия инфраструктуры стратегическим целям вуза. Комплексная реализация данных мероприятий может быть увязана с формированием корпоративной информационной среды, что обеспечивает интеграцию информационных ресурсов и позволяет создать информационную инфраструктуру в соответствии с действующей организационной структурой и принятыми в вузе бизнес-правилами. На современном этапе информационная среда из средства предоставления доступа к необходимой информации превратилась в обязательный компонент инфраструктуры управления вузом и совокупность интеллектуальных сервисов, без которых сегодня невозможно представить организацию управления и обучения в вузе.
Проекты по внедрению систем автоматизации управленческой деятельности традиционно охватывают широкий спектр задач от формализации процедур сбора и хранения управленческой информации до осуществления изменений в организационной структуре управления и перераспределения обязанностей. Отличительной особенностью данного типа проектов является то, что от успеха или провала проекта может зависеть эффективность функционирования вуза в целом. По этой причине тщательное планирование и контроль не только организационно-технических, но и человеческих аспектов внедрения системы приобретает особую важность.
Анализ состояния информатизации в высших учебных заведениях показывает, что в большинстве вузов, имеющих действующие информационные системы, персонал страдает как от недостатка нужной информации, так и от избытка некорректной или устаревшей информации. Кроме того, многие сотрудники либо не знают, какие ресурсы и сервисы доступны, либо не понимают, как ими воспользоваться, а порой не имеют возможности это сделать. У персонала часто нет возможности оперативно опубликовать неструктурированные данные и сделать их доступными определенной целевой группе. В учебном процессе явный дефицит качественных цифровых методических материалов, а то, что есть, трудно «донести» до студента. Есть проблемы с идентификацией пользователей при доступе к ресурсам и управлением собственно информационными ресурсами. Часто отсутствует информационно-аналитическая поддержка для ключевых задач управленческого учета. В вузах назрела потребность разделить вычислительную сеть и сеть доступа к централизованным данным.
ИТ-специалисты университета на личном опыте убедились, что создание и организация жизненного цикла корпоративных систем — это сложная организационная, техническая и технологическая задача, а взаимная увязка согласованной работы отдельных систем, интеграция данных — это отдельные проблемы, решение которых обеспечивает устойчивость среды и достигается путем функциональной, технической, программной и информационной совместимости. Обязательным этапом создания корпоративных систем должно быть документирование разработок на базе разумного применения стандартов.
Как можно определить основные задачи, эффективность решения которых в вузе напрямую связана с применением информационных технологий? Если не использовать профессиональную техническую терминологию, то ответ такой: «Информационные технологии позволяют наиболее эффективно организовать доступ людей к данным в цифровом виде». Если при этом формируются процессы, логически связывающие людей и данные, то ИТ-решение становится более устойчивым и успешным. Исходя из этого, в любом вузе можно выделить три основных компонента ИТ-решений, между которыми существует тесная взаимосвязь, — это люди, процессы и данные. С точки зрения управления от того, насколько хорошо решены и организованы процессы, связывающие людей и данные, во многом зависит успешная деятельность вуза.
Под информатизацией университета мы понимаем комплекс мер, направленных на улучшение деятельности университета как системы. Чтобы повысить эффективность работы университета, нужно комплексно воздействовать на систему в целом — стратегию, сетевую инфраструктуру, организационную структуру, систему управления, систему мотивации к труду, корпоративную культуру. Основной технологический процесс, позволяющий достичь эффекта от информатизации, — улучшение управляемости корпоративными данными и процессами, что невозможно достигнуть без создания корпоративной информационной среды (КИС) университета. Полноценная КИС вуза позволит управлять знаниями, что обеспечивает: развитие инноваций, улучшение восприимчивости персонала (быстрее решаются возникающие проблемы), увеличение производительности труда (сокращается время поиска нужного решения в управлении и объема выполненных работ), повышение компетентности персонала.
Можно рассматривать информатизацию вуза как процесс перехода к такому состоянию КИС, при котором пользователи получают доступ к необходимой, актуальной, полной, корректной и непротиворечивой информации, а сами решения в области информационных технологий так вплетены в основные деловые процессы вуза, что персонал и студенты уже не могут обходиться без сервисов, предоставляемых информационной средой. При этом должностные обязанности выполняются персоналом с большей эффективностью, а обучение студентов — с лучшим качеством, что делает инвестиции в ИТ экономически оправданными.
На фоне предстоящего сокращения числа вузов, консолидации различных уровней образования под эгидой вузов, сокращения набора и усиливающейся конкуренции в ближайшем будущем успешными станут вузы, которые способны быстро реагировать на внешние изменения, имеют гибкие бизнес-модели, рассматривают ИТ как основу эффективного управления и средство достижения конкурентных преимуществ, а так же неотъемлемую часть общекорпоративной стратегии. Передовые бизнес-модели и инновации станут главными конкурентными преимуществами университета в течение ближайших лет. Одновременно с этим возрастет роль ИТ, т. к. передовые ИТ-решения будут основным фактором реализации стратегических целей университета, усиления инновационных изменений и укрепления целостности образовательной деятельности как бизнеса.
В связи с предстоящим вступлением России в ВТО и связанной с этим глобализацией рынка образовательных услуг формируется набор требований к национальной системе образования. Одним из основных таких требований является способность работы на подвижном, быстро меняющемся рынке образовательных услуг. Такая способность может быть обеспечена в вузах с процессно-ориентированной структурой управления и автоматизированными (а значит и управляемыми!) бизнес-процессами. Без единой ИТ-стратегии, привязанной к бизнес-целям университета, трудно надеяться на создание эффективной модели управления как учебным процессом, так и университетом в целом.
Приведем внешние по отношению к вузу факторы, которые оказывают влияние на то, как и что должно быть сделано в вузе в части применения ИТ:
- демография;
- глобализация;
- новое поколение студентов;
- реформы образования;
- новые технологические вызовы.
Если говорить обобщенно, то сервисы КИС и организация их применения в вузе должны развиваться или адаптироваться с учетом этих внешних воздействий.
Информационные технологии уже изменяют государства и общества, что отчетливо видно на примере развития Интернет, где наблюдается не просто технологический прорыв, а неизбежное зарождение нового стиля жизни и появление нового «сетевого» поколения. Это единственное пока поколение, с первых дней жизни сталкивающееся с компьютерами. Цифровые устройства для них столь же привычны, как телевизор или холодильник для старшего поколения. Для коллектива вуза нет более насущной задачи, чем познание поколения — его культуры, психологии, ценностей и перемен, привносимых им в мир. Сетевое поколение непременно изменит сам способ производства материальных благ, создаст новую культуру труда. Представители нового поколения желают активно использовать в учебе переносные компьютеры с беспроводными сетевыми адаптерами, мобильные телефоны, Интернет, следовательно, вуз должен быть технологически готов предоставить такие возможности этому поколению студентов.
В последние годы активно дискутируется вопрос о том, как и чему учить специалистов для информационного общества, основанного на знаниях. Между тем мы до сих пор еще не знаем определенно, как это общество будет устроено, а работодатели не могут четко сформулировать требования в части компетенций, которые нужны не сейчас, а на перспективу. Но можно утверждать, что уходит репродуктивная модель, при которой в центре образовательного процесса был преподаватель с мелом у доски и все сервисы информационной среды строились вокруг него. Мы в университете выстраиваем другую модель, в центре которой находится студент и под него следует формировать информационные сервисы и организовывать учебный процесс так, чтобы преподаватель перестал быть одновременно и единственным источником знаний, и экзаменатором. Преподаватель остается, безусловно, ключевым, но все же одним из компонентов массового образовательного процесса, и не с мелом у доски, а с пультом проектора или у интерактивной цифровой доски, или за компьютером в информационной среде. Преподаватель будет учить учиться, думать, решать проблемы, а университет в целом — готовить студента к реальной профессиональной карьере.
Переход на двухуровневую модель обучения, ЕГЭ, изменение условий финансирования, внедрение рейтинговой системы оценки успеваемости, начавшийся переход на Государственные образовательные стандарты третьего поколения, как и в общем тенденция к клиентоориентированной (где клиент — это студент) концепции оказания образовательных услуг — все это прямо или косвенно влияет на то, как следует применять в вузе ИТ. Кроме того, масштабное применение цифровых учебно-методических материалов, в том числе в мультимедийном представлении, беспроводных технологий, презентационного оборудования, сетевых технологий для доступа к ресурсам также влияет и на инфраструктуру ИТ, и на сервисы КИС вуза.
Стратегия и задачи информатизации
Коллектив ВГУЭС с воодушевлением воспринял принятую в университете концепцию стратегического развития и предусмотренные в ней задачи информатизации, положительное влияние решения которых на развитие университета в целом трудно переоценить. Это имеет ключевое значение, поскольку на протяжении последних лет мы в университете этим занимаемся с целью повышения эффективности и качества обучения, обеспечения единства учебных и управленческих процессов в вузе, а также реализации универсальных способов доступа к знаниям. Мы также считаем, что формирование и развитие многоуровневой системы информационного обеспечения сферы образования целесообразно вести с учетом опыта и при участии вузов, уже имеющих реальные результаты в решении задач информатизации.
Приведем основные факторы, которые повлияли на выработку стратегии информатизации во ВГУЭС:
- новая бизнес-стратегия университета;
- изменяющаяся парадигма обучения;
- сокращение издержек на сопровождение ИТ-решений;
- структурные изменения в университете;
- реализация модели электронного кампуса.
В 2004 году во ВГУЭС была обоснована новая стратегия развития университета, под которую выстроена ИТ-стратегия на основе методики выравнивания. Это повлекло изменения в организационной структуре ИТ-службы и постановку новых крупных проектов информатизации вуза на основе методологии управления бизнес-процессами и модели смарт-кампуса. Несмотря на расхождение в содержании стратегии развития университета и информатизации, они обращены к одним и тем же вопросам: определение целей, приоритетов, методов и организации деятельности вуза, эффективность которой должна поддаваться измерению. В содержательном плане ИТ-стратегия отличается от стратегии вуза лишь областью применения — в первом случае речь идет о бизнес-процессах, во втором — о сфере информационных технологий. Стратегия информатизации не должна смешиваться с ее планированием, которое подчинено стратегии, поскольку ИТ-стратегия интегрирует видение развития университета и технологические тенденции. Стратегическое видение развития университета включает понимание миссии, рыночных тенденций и перспектив развития образовательной сферы, осознание собственных сильных сторон и слабостей и определение финансовых целей. К технологическим тенденциям относятся совершенствование коммуникаций, расширение сервисов, упрощение применения ИТ, интеграция ИТ-ресурсов и т. д.
ИТ-Миссия ВГУЭС: непрерывными инновациями, талантами и высоким качеством мы не только сделаем результаты информатизации университета более полезными и доступными, но и предвосхитим ожидания университетского сообщества. Руководство ВГУЭС видит свою управляющую роль в процессе информатизации в такой организации работы, чтобы передовые ИТ-решения внедрялись не любой ценой, а исходя из понимания реальных возможностей коллектива университета на основе концепции «информатизации с человеческим лицом». Развертывание в университете передовых ИТ-решений — это не технологические, а бизнес-проекты, и если проект завершится неудачей, то это негативно отразится на деятельности многих людей и всего университета.
ИТ - Миссия университета нужна как база для формирования ИТ- стратегии и создания системы внутриуниверситетских ИТ-стандартов. Под ИТ-стратегией мы понимаем формализованную систему принципов, на основе которых формируется концепция информатизации, основные требования и план развития информационных технологий в вузе. Стратегия обеспечивает системный подход к информатизации и согласование с бизнес-стратегией вуза.
Основные стратегические цели информатизации:
- обеспечить лидерство университета в области информационных технологий;
- развить новые формы и улучшить качество образовательных услуг;
- повысить отдачу от применения информационных технологий в управлении университета и учебном процессе на основе согласования бизнес-стратегии со стратегией информатизации, а также путем оптимизации инвестиционных, организационных и технологических решений;
- снизить совокупную стоимость владения ИТ-ресурсами за счет улучшения
управляемости ресурсами;
- повысить эффективность управления университетом и улучшить качество информационных сервисов, а так же их доступность для пользователей на основе модели цифрового (смарт) кампуса;
- снизить возможности для злоупотреблений учебного персонала в отношении студентов и административно-управленческого персонала в отношении преподавателей и сотрудников на основе внедрения систем компьютерного тестирования, электронного документооборота, контроля исполнения управленческих решений, регламентированного доступа к управленческой и учебной информации;
- повысить экономическую эффективность применения ИТ в университете.
Основные направления информатизации:
- ИТ-инфраструктура: оборудование, линии и каналы передачи данных, вычислительная сеть, системное программное обеспечение, беспроводный доступ к ресурсам.
- ИТ-решения: комплексные проекты на основе ИТ, информационные системы и сервисы, информационные среды, геоинформационные технологии.
- Методология применения ИТ: информационные модели бизнес-процессов в университете, модель цифрового кампуса, методика оценки эффективности применения ИТ, основные показатели применения ИТ, согласованные с ключевыми показателями результативности деятельности университета; корпоративный стандарт на порядок разработки, внедрения и применения ИТ в университете; положения и регламенты.
- ИТ- служба: оргструктура, управление, взаимоотношение с другими подразделениями.
Основные принципы информатизации:
- развитие инфраструктуры ИТ;
- развитие информационной среды на основе концепции интеграции ресурсов, технологий и бизнес-процессов;
- оценка эффективности применения ИТ в университете;
- построение схемы взаимоотношений между подразделениями/персоналом университета и ИТ службой;
- адаптация структуры ИТ подразделений и схемы управления к бизнес-задачам университета;
- финансирование ИТ определяется принятыми стратегическими задачами развития университета;
- обеспечение политики безопасности информационной среды и сохранности корпоративных данных.
- Методология ИТ опирается на базовые организационно-технические решения, а также перечень основных проблем, подлежащих решению, включая:
- наиболее значимые задачи университета, решение которых основано на применении ИТ;
- информационные модели основных бизнес-процессов в университете;
- методику оценки эффективности применения ИТ в университете;
- систему показателей развития ИТ в университете, согласованную с показателями оперативной деятельности университета;
- перечень технологических проблем и методов их решения;
- описание корпоративной структуры данных;
- основные регламенты и положения, лежащие в основе применения и развития ИТ в университете;
- перечень ИТ-услуг, которые должны оказывать ИТ-подразделения пользователям;
- политику безопасности информационной среды.
Практика решения задач информатизации в других отраслях и положительный опыт реализации ИТ-стратегии во ВГУЭС свидетельствуют, что через решение задач информатизации можно достичь повышения эффективности деятельности университета как системы. Все мероприятия, направленные на реализацию ИТ-стратегии, можно интегрировать в единый проект создания цифрового кампуса, ядром которого является формирование корпоративной информационной среды университета, под которой понимается комплекс мероприятий по внедрению во все сферы деятельности вуза информационных технологий как совокупности программно-технических средств вычислительной техники, а также приемов, способов и методов их применения при выполнении функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования информации. Можно выделить следующие основные задачи, выполнение которых направлено на формирование КИС вуза:
- формирование организационной структуры информатизации;
- создание информационной инфраструктуры вуза;
- информатизация учебного процесса;
- информатизация процессов управления вузом;
- информатизация научных исследований и проектов;
- повышение уровня компетентности персонала в области информационных технологий.
Принимая решение о создании КИС, необходимо избежать разрушительных процессов в деятельности вуза, обеспечив при этом разумный объем инноваций как в учебной, так и в управленческой деятельности. Создание и организация жизненного цикла КИС — сложная организационная и технологическая задача, что обусловливает целесообразность поэтапной разработки системы, решая задачи получения на каждом этапе законченного продукта, который будет последовательно модифицироваться и наращиваться от этапа к этапу. Взаимная увязка указанных подсистем и интеграция данных достигается на основе организационной, функциональной, технической, программной и информационно-лингвистической совместимости. Только на таких условиях может быть обеспечено устойчивое функционирование КИС.
Ниже приведены основные требования к созданию КИС, полученные из условий достижения целей ИТ-стратегии и обеспечения высоких показателей информатизации вуза.
- КИС должна строиться на основании ИТ- стратегии с учетом состояния
инфраструктуры, наличия унаследованных информационных систем и компетенции персонала вуза.
- Модель КИС включает архитектуру, технические решения управления, интеграции и распределения данных, метаданных и приложений в среде, учитывает требования по развитию среды в будущем.
- Пользователями среды являются все сотрудники, преподаватели, студенты вуза, независимо от их местонахождения, при этом доступ к информационным сервисам КИС предоставляется авторизованным пользователям в соответствии с их ролью в вузе. Управление правами доступа выполняется автоматически.
- Приложения КИС должны поддерживать основные направления деятельности вуза и комплексно реализовывать необходимые функции от сбора и хранения до анализа, планирования и поддержки принятия решений.
- Архитектура КИС должна основываться на компонентной модели и позволять решать задачи интеграции приложений и данных.
- Должен быть обеспечен высокий уровень интеграции данных и приложений, формализованный через ведение обобщенного репозитория метаданных КИС.
- Наличие развитой системы актуализации данных и процедур восстановления работоспособности после сбоев.
- Выделение общих функций приложений среды в отдельные модули, покрывающие группу деловых процедур.
- Использование надежных и масштабируемых аппаратно-программных платформ и технологий различного назначения — системы управления базами данных (СУБД), системы управления электронным документооборотом (СУЭД), геоинформационные системы (ГИС), технологии Интернет, виртуальные сети, технология виртуализации вычислительных ресурсов (VMWare), распределенные вычисления, OLAP-технологии.
- Использование индикаторов эффективности, позволяющих оценивать востребованность приложений, быстродействие среды в целом и ее отдельных частей, использование механизмов распределения нагрузки для достижения максимальной эффективности.
- Использование документированных процедур резервного копирования, архивирования и восстановления данных, защита резервных копий от несанкционированного доступа.
- Информационные системы КИС должны поддерживать основные контуры информатизации вуза (обучение, управление, научные исследования и т. д.).
- Поддержка внедрения в среду унаследованных приложений.
- Поддержка интеграции КИС с другими информационными средами.
"
["plain"]=>
string(41279) "
Инновации в управлении образовательным учреждением на базе информационных технологий являются ключевым механизмом, который позволяет создавать преимущества в конкурентной среде. В этой связи основными мероприятиями в развитии информатизации становятся создание надежной и эффективной инфраструктуры, внедрение унифицированных способов доступа к корпоративным данным, улучшение управляемости всего комплекса информационных ресурсов, а также обеспечение соответствия инфраструктуры стратегическим целям вуза. Комплексная реализация данных мероприятий может быть увязана с формированием корпоративной информационной среды, что обеспечивает интеграцию информационных ресурсов и позволяет создать информационную инфраструктуру в соответствии с действующей организационной структурой и принятыми в вузе бизнес-правилами. На современном этапе информационная среда из средства предоставления доступа к необходимой информации превратилась в обязательный компонент инфраструктуры управления вузом и совокупность интеллектуальных сервисов, без которых сегодня невозможно представить организацию управления и обучения в вузе.
Проекты по внедрению систем автоматизации управленческой деятельности традиционно охватывают широкий спектр задач от формализации процедур сбора и хранения управленческой информации до осуществления изменений в организационной структуре управления и перераспределения обязанностей. Отличительной особенностью данного типа проектов является то, что от успеха или провала проекта может зависеть эффективность функционирования вуза в целом. По этой причине тщательное планирование и контроль не только организационно-технических, но и человеческих аспектов внедрения системы приобретает особую важность.
Анализ состояния информатизации в высших учебных заведениях показывает, что в большинстве вузов, имеющих действующие информационные системы, персонал страдает как от недостатка нужной информации, так и от избытка некорректной или устаревшей информации. Кроме того, многие сотрудники либо не знают, какие ресурсы и сервисы доступны, либо не понимают, как ими воспользоваться, а порой не имеют возможности это сделать. У персонала часто нет возможности оперативно опубликовать неструктурированные данные и сделать их доступными определенной целевой группе. В учебном процессе явный дефицит качественных цифровых методических материалов, а то, что есть, трудно «донести» до студента. Есть проблемы с идентификацией пользователей при доступе к ресурсам и управлением собственно информационными ресурсами. Часто отсутствует информационно-аналитическая поддержка для ключевых задач управленческого учета. В вузах назрела потребность разделить вычислительную сеть и сеть доступа к централизованным данным.
ИТ-специалисты университета на личном опыте убедились, что создание и организация жизненного цикла корпоративных систем — это сложная организационная, техническая и технологическая задача, а взаимная увязка согласованной работы отдельных систем, интеграция данных — это отдельные проблемы, решение которых обеспечивает устойчивость среды и достигается путем функциональной, технической, программной и информационной совместимости. Обязательным этапом создания корпоративных систем должно быть документирование разработок на базе разумного применения стандартов.
Как можно определить основные задачи, эффективность решения которых в вузе напрямую связана с применением информационных технологий? Если не использовать профессиональную техническую терминологию, то ответ такой: «Информационные технологии позволяют наиболее эффективно организовать доступ людей к данным в цифровом виде». Если при этом формируются процессы, логически связывающие людей и данные, то ИТ-решение становится более устойчивым и успешным. Исходя из этого, в любом вузе можно выделить три основных компонента ИТ-решений, между которыми существует тесная взаимосвязь, — это люди, процессы и данные. С точки зрения управления от того, насколько хорошо решены и организованы процессы, связывающие людей и данные, во многом зависит успешная деятельность вуза.
Под информатизацией университета мы понимаем комплекс мер, направленных на улучшение деятельности университета как системы. Чтобы повысить эффективность работы университета, нужно комплексно воздействовать на систему в целом — стратегию, сетевую инфраструктуру, организационную структуру, систему управления, систему мотивации к труду, корпоративную культуру. Основной технологический процесс, позволяющий достичь эффекта от информатизации, — улучшение управляемости корпоративными данными и процессами, что невозможно достигнуть без создания корпоративной информационной среды (КИС) университета. Полноценная КИС вуза позволит управлять знаниями, что обеспечивает: развитие инноваций, улучшение восприимчивости персонала (быстрее решаются возникающие проблемы), увеличение производительности труда (сокращается время поиска нужного решения в управлении и объема выполненных работ), повышение компетентности персонала.
Можно рассматривать информатизацию вуза как процесс перехода к такому состоянию КИС, при котором пользователи получают доступ к необходимой, актуальной, полной, корректной и непротиворечивой информации, а сами решения в области информационных технологий так вплетены в основные деловые процессы вуза, что персонал и студенты уже не могут обходиться без сервисов, предоставляемых информационной средой. При этом должностные обязанности выполняются персоналом с большей эффективностью, а обучение студентов — с лучшим качеством, что делает инвестиции в ИТ экономически оправданными.
На фоне предстоящего сокращения числа вузов, консолидации различных уровней образования под эгидой вузов, сокращения набора и усиливающейся конкуренции в ближайшем будущем успешными станут вузы, которые способны быстро реагировать на внешние изменения, имеют гибкие бизнес-модели, рассматривают ИТ как основу эффективного управления и средство достижения конкурентных преимуществ, а так же неотъемлемую часть общекорпоративной стратегии. Передовые бизнес-модели и инновации станут главными конкурентными преимуществами университета в течение ближайших лет. Одновременно с этим возрастет роль ИТ, т. к. передовые ИТ-решения будут основным фактором реализации стратегических целей университета, усиления инновационных изменений и укрепления целостности образовательной деятельности как бизнеса.
В связи с предстоящим вступлением России в ВТО и связанной с этим глобализацией рынка образовательных услуг формируется набор требований к национальной системе образования. Одним из основных таких требований является способность работы на подвижном, быстро меняющемся рынке образовательных услуг. Такая способность может быть обеспечена в вузах с процессно-ориентированной структурой управления и автоматизированными (а значит и управляемыми!) бизнес-процессами. Без единой ИТ-стратегии, привязанной к бизнес-целям университета, трудно надеяться на создание эффективной модели управления как учебным процессом, так и университетом в целом.
Приведем внешние по отношению к вузу факторы, которые оказывают влияние на то, как и что должно быть сделано в вузе в части применения ИТ:
- демография;
- глобализация;
- новое поколение студентов;
- реформы образования;
- новые технологические вызовы.
Если говорить обобщенно, то сервисы КИС и организация их применения в вузе должны развиваться или адаптироваться с учетом этих внешних воздействий.
Информационные технологии уже изменяют государства и общества, что отчетливо видно на примере развития Интернет, где наблюдается не просто технологический прорыв, а неизбежное зарождение нового стиля жизни и появление нового «сетевого» поколения. Это единственное пока поколение, с первых дней жизни сталкивающееся с компьютерами. Цифровые устройства для них столь же привычны, как телевизор или холодильник для старшего поколения. Для коллектива вуза нет более насущной задачи, чем познание поколения — его культуры, психологии, ценностей и перемен, привносимых им в мир. Сетевое поколение непременно изменит сам способ производства материальных благ, создаст новую культуру труда. Представители нового поколения желают активно использовать в учебе переносные компьютеры с беспроводными сетевыми адаптерами, мобильные телефоны, Интернет, следовательно, вуз должен быть технологически готов предоставить такие возможности этому поколению студентов.
В последние годы активно дискутируется вопрос о том, как и чему учить специалистов для информационного общества, основанного на знаниях. Между тем мы до сих пор еще не знаем определенно, как это общество будет устроено, а работодатели не могут четко сформулировать требования в части компетенций, которые нужны не сейчас, а на перспективу. Но можно утверждать, что уходит репродуктивная модель, при которой в центре образовательного процесса был преподаватель с мелом у доски и все сервисы информационной среды строились вокруг него. Мы в университете выстраиваем другую модель, в центре которой находится студент и под него следует формировать информационные сервисы и организовывать учебный процесс так, чтобы преподаватель перестал быть одновременно и единственным источником знаний, и экзаменатором. Преподаватель остается, безусловно, ключевым, но все же одним из компонентов массового образовательного процесса, и не с мелом у доски, а с пультом проектора или у интерактивной цифровой доски, или за компьютером в информационной среде. Преподаватель будет учить учиться, думать, решать проблемы, а университет в целом — готовить студента к реальной профессиональной карьере.
Переход на двухуровневую модель обучения, ЕГЭ, изменение условий финансирования, внедрение рейтинговой системы оценки успеваемости, начавшийся переход на Государственные образовательные стандарты третьего поколения, как и в общем тенденция к клиентоориентированной (где клиент — это студент) концепции оказания образовательных услуг — все это прямо или косвенно влияет на то, как следует применять в вузе ИТ. Кроме того, масштабное применение цифровых учебно-методических материалов, в том числе в мультимедийном представлении, беспроводных технологий, презентационного оборудования, сетевых технологий для доступа к ресурсам также влияет и на инфраструктуру ИТ, и на сервисы КИС вуза.
Стратегия и задачи информатизации
Коллектив ВГУЭС с воодушевлением воспринял принятую в университете концепцию стратегического развития и предусмотренные в ней задачи информатизации, положительное влияние решения которых на развитие университета в целом трудно переоценить. Это имеет ключевое значение, поскольку на протяжении последних лет мы в университете этим занимаемся с целью повышения эффективности и качества обучения, обеспечения единства учебных и управленческих процессов в вузе, а также реализации универсальных способов доступа к знаниям. Мы также считаем, что формирование и развитие многоуровневой системы информационного обеспечения сферы образования целесообразно вести с учетом опыта и при участии вузов, уже имеющих реальные результаты в решении задач информатизации.
Приведем основные факторы, которые повлияли на выработку стратегии информатизации во ВГУЭС:
- новая бизнес-стратегия университета;
- изменяющаяся парадигма обучения;
- сокращение издержек на сопровождение ИТ-решений;
- структурные изменения в университете;
- реализация модели электронного кампуса.
В 2004 году во ВГУЭС была обоснована новая стратегия развития университета, под которую выстроена ИТ-стратегия на основе методики выравнивания. Это повлекло изменения в организационной структуре ИТ-службы и постановку новых крупных проектов информатизации вуза на основе методологии управления бизнес-процессами и модели смарт-кампуса. Несмотря на расхождение в содержании стратегии развития университета и информатизации, они обращены к одним и тем же вопросам: определение целей, приоритетов, методов и организации деятельности вуза, эффективность которой должна поддаваться измерению. В содержательном плане ИТ-стратегия отличается от стратегии вуза лишь областью применения — в первом случае речь идет о бизнес-процессах, во втором — о сфере информационных технологий. Стратегия информатизации не должна смешиваться с ее планированием, которое подчинено стратегии, поскольку ИТ-стратегия интегрирует видение развития университета и технологические тенденции. Стратегическое видение развития университета включает понимание миссии, рыночных тенденций и перспектив развития образовательной сферы, осознание собственных сильных сторон и слабостей и определение финансовых целей. К технологическим тенденциям относятся совершенствование коммуникаций, расширение сервисов, упрощение применения ИТ, интеграция ИТ-ресурсов и т. д.
ИТ-Миссия ВГУЭС: непрерывными инновациями, талантами и высоким качеством мы не только сделаем результаты информатизации университета более полезными и доступными, но и предвосхитим ожидания университетского сообщества. Руководство ВГУЭС видит свою управляющую роль в процессе информатизации в такой организации работы, чтобы передовые ИТ-решения внедрялись не любой ценой, а исходя из понимания реальных возможностей коллектива университета на основе концепции «информатизации с человеческим лицом». Развертывание в университете передовых ИТ-решений — это не технологические, а бизнес-проекты, и если проект завершится неудачей, то это негативно отразится на деятельности многих людей и всего университета.
ИТ - Миссия университета нужна как база для формирования ИТ- стратегии и создания системы внутриуниверситетских ИТ-стандартов. Под ИТ-стратегией мы понимаем формализованную систему принципов, на основе которых формируется концепция информатизации, основные требования и план развития информационных технологий в вузе. Стратегия обеспечивает системный подход к информатизации и согласование с бизнес-стратегией вуза.
Основные стратегические цели информатизации:
- обеспечить лидерство университета в области информационных технологий;
- развить новые формы и улучшить качество образовательных услуг;
- повысить отдачу от применения информационных технологий в управлении университета и учебном процессе на основе согласования бизнес-стратегии со стратегией информатизации, а также путем оптимизации инвестиционных, организационных и технологических решений;
- снизить совокупную стоимость владения ИТ-ресурсами за счет улучшения
управляемости ресурсами;
- повысить эффективность управления университетом и улучшить качество информационных сервисов, а так же их доступность для пользователей на основе модели цифрового (смарт) кампуса;
- снизить возможности для злоупотреблений учебного персонала в отношении студентов и административно-управленческого персонала в отношении преподавателей и сотрудников на основе внедрения систем компьютерного тестирования, электронного документооборота, контроля исполнения управленческих решений, регламентированного доступа к управленческой и учебной информации;
- повысить экономическую эффективность применения ИТ в университете.
Основные направления информатизации:
- ИТ-инфраструктура: оборудование, линии и каналы передачи данных, вычислительная сеть, системное программное обеспечение, беспроводный доступ к ресурсам.
- ИТ-решения: комплексные проекты на основе ИТ, информационные системы и сервисы, информационные среды, геоинформационные технологии.
- Методология применения ИТ: информационные модели бизнес-процессов в университете, модель цифрового кампуса, методика оценки эффективности применения ИТ, основные показатели применения ИТ, согласованные с ключевыми показателями результативности деятельности университета; корпоративный стандарт на порядок разработки, внедрения и применения ИТ в университете; положения и регламенты.
- ИТ- служба: оргструктура, управление, взаимоотношение с другими подразделениями.
Основные принципы информатизации:
- развитие инфраструктуры ИТ;
- развитие информационной среды на основе концепции интеграции ресурсов, технологий и бизнес-процессов;
- оценка эффективности применения ИТ в университете;
- построение схемы взаимоотношений между подразделениями/персоналом университета и ИТ службой;
- адаптация структуры ИТ подразделений и схемы управления к бизнес-задачам университета;
- финансирование ИТ определяется принятыми стратегическими задачами развития университета;
- обеспечение политики безопасности информационной среды и сохранности корпоративных данных.
- Методология ИТ опирается на базовые организационно-технические решения, а также перечень основных проблем, подлежащих решению, включая:
- наиболее значимые задачи университета, решение которых основано на применении ИТ;
- информационные модели основных бизнес-процессов в университете;
- методику оценки эффективности применения ИТ в университете;
- систему показателей развития ИТ в университете, согласованную с показателями оперативной деятельности университета;
- перечень технологических проблем и методов их решения;
- описание корпоративной структуры данных;
- основные регламенты и положения, лежащие в основе применения и развития ИТ в университете;
- перечень ИТ-услуг, которые должны оказывать ИТ-подразделения пользователям;
- политику безопасности информационной среды.
Практика решения задач информатизации в других отраслях и положительный опыт реализации ИТ-стратегии во ВГУЭС свидетельствуют, что через решение задач информатизации можно достичь повышения эффективности деятельности университета как системы. Все мероприятия, направленные на реализацию ИТ-стратегии, можно интегрировать в единый проект создания цифрового кампуса, ядром которого является формирование корпоративной информационной среды университета, под которой понимается комплекс мероприятий по внедрению во все сферы деятельности вуза информационных технологий как совокупности программно-технических средств вычислительной техники, а также приемов, способов и методов их применения при выполнении функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования информации. Можно выделить следующие основные задачи, выполнение которых направлено на формирование КИС вуза:
- формирование организационной структуры информатизации;
- создание информационной инфраструктуры вуза;
- информатизация учебного процесса;
- информатизация процессов управления вузом;
- информатизация научных исследований и проектов;
- повышение уровня компетентности персонала в области информационных технологий.
Принимая решение о создании КИС, необходимо избежать разрушительных процессов в деятельности вуза, обеспечив при этом разумный объем инноваций как в учебной, так и в управленческой деятельности. Создание и организация жизненного цикла КИС — сложная организационная и технологическая задача, что обусловливает целесообразность поэтапной разработки системы, решая задачи получения на каждом этапе законченного продукта, который будет последовательно модифицироваться и наращиваться от этапа к этапу. Взаимная увязка указанных подсистем и интеграция данных достигается на основе организационной, функциональной, технической, программной и информационно-лингвистической совместимости. Только на таких условиях может быть обеспечено устойчивое функционирование КИС.
Ниже приведены основные требования к созданию КИС, полученные из условий достижения целей ИТ-стратегии и обеспечения высоких показателей информатизации вуза.
- КИС должна строиться на основании ИТ- стратегии с учетом состояния
инфраструктуры, наличия унаследованных информационных систем и компетенции персонала вуза.
- Модель КИС включает архитектуру, технические решения управления, интеграции и распределения данных, метаданных и приложений в среде, учитывает требования по развитию среды в будущем.
- Пользователями среды являются все сотрудники, преподаватели, студенты вуза, независимо от их местонахождения, при этом доступ к информационным сервисам КИС предоставляется авторизованным пользователям в соответствии с их ролью в вузе. Управление правами доступа выполняется автоматически.
- Приложения КИС должны поддерживать основные направления деятельности вуза и комплексно реализовывать необходимые функции от сбора и хранения до анализа, планирования и поддержки принятия решений.
- Архитектура КИС должна основываться на компонентной модели и позволять решать задачи интеграции приложений и данных.
- Должен быть обеспечен высокий уровень интеграции данных и приложений, формализованный через ведение обобщенного репозитория метаданных КИС.
- Наличие развитой системы актуализации данных и процедур восстановления работоспособности после сбоев.
- Выделение общих функций приложений среды в отдельные модули, покрывающие группу деловых процедур.
- Использование надежных и масштабируемых аппаратно-программных платформ и технологий различного назначения — системы управления базами данных (СУБД), системы управления электронным документооборотом (СУЭД), геоинформационные системы (ГИС), технологии Интернет, виртуальные сети, технология виртуализации вычислительных ресурсов (VMWare), распределенные вычисления, OLAP-технологии.
- Использование индикаторов эффективности, позволяющих оценивать востребованность приложений, быстродействие среды в целом и ее отдельных частей, использование механизмов распределения нагрузки для достижения максимальной эффективности.
- Использование документированных процедур резервного копирования, архивирования и восстановления данных, защита резервных копий от несанкционированного доступа.
- Информационные системы КИС должны поддерживать основные контуры информатизации вуза (обучение, управление, научные исследования и т. д.).
- Поддержка внедрения в среду унаследованных приложений.
- Поддержка интеграции КИС с другими информационными средами.
"
["money"]=>
int(0)
["type"]=>
string(3) "100"
["input"]=>
string(1) "5"
["date"]=>
NULL
["value"]=>
NULL
["valueName"]=>
string(39) "Strategija_informatizacii_principy_celi"
["imgURL"]=>
string(106) "https://st2.vvsu.ru/photos/Strategija_informatizacii_principy_celi_i_zadachi_informatizacii_v_universitete"
["Unic"]=>
string(36) "8BC19E50-F63B-415D-AB8F-CA965B2B8336"
}
["Type"]=>
array(10) {
["text"]=>
string(5) "stati"
["plain"]=>
string(12) "Статьи"
["money"]=>
int(0)
["type"]=>
string(3) "102"
["input"]=>
string(2) "31"
["date"]=>
NULL
["value"]=>
string(6) "412279"
["valueName"]=>
string(13) "Статьи "
["imgURL"]=>
string(40) "https://st0.vvsu.ru/photos/Статьи "
["Unic"]=>
string(36) "8BC19E50-F63B-415D-AB8F-CA965B2B8336"
}
["Name"]=>
array(10) {
["text"]=>
string(148) "Стратегия информатизации: принципы, цели и задачи информатизации в университете"
["plain"]=>
string(148) "Стратегия информатизации: принципы, цели и задачи информатизации в университете"
["money"]=>
int(0)
["type"]=>
string(3) "100"
["input"]=>
string(1) "4"
["date"]=>
NULL
["value"]=>
NULL
["valueName"]=>
string(39) "Strategija_informatizacii_principy_celi"
["imgURL"]=>
string(106) "https://st1.vvsu.ru/photos/Strategija_informatizacii_principy_celi_i_zadachi_informatizacii_v_universitete"
["Unic"]=>
string(36) "8BC19E50-F63B-415D-AB8F-CA965B2B8336"
}
["Time"]=>
array(10) {
["text"]=>
string(5) "14:27"
["plain"]=>
string(5) "14:27"
["money"]=>
int(0)
["type"]=>
string(3) "100"
["input"]=>
string(6) "405828"
["date"]=>
NULL
["value"]=>
NULL
["valueName"]=>
string(39) "Strategija_informatizacii_principy_celi"
["imgURL"]=>
string(106) "https://st1.vvsu.ru/photos/Strategija_informatizacii_principy_celi_i_zadachi_informatizacii_v_universitete"
["Unic"]=>
string(36) "8BC19E50-F63B-415D-AB8F-CA965B2B8336"
}
}
Array