ЭК главная_Электронный кампусКИС_Полезная информацияКИС_Аналитические материалыКИС_Информатизация вуза → Отечественный и мировой уровень информатизации университетов

Отечественный и мировой уровень информатизации университетов

Отечественный и мировой уровень информатизации университетов
17:53 12.09.2013

Стратегия развития информатизации вузов должна определяться требованиями внешней среды и стратегическими целями конкретного вуза. Внешняя среда в последние годы ставит все новые и новые задачи, связанные с глобализацией, изменением в требованиях рыка, Болонским процессом и появлением новых технологий. Вхождение в Болонский процесс и переход на двухуровневую модель обучения поставил вузы не только России, но и многих стран Европы перед необходимостью обеспечения информационно-технической поддержки этого процесса [1-9], переходу на новые модели обучения, изменению содержания и методов продвижения образовательных услуг [1]. Важнейшим фактором является ориентация всего процесса обучения на приобретение определенных компетенций, развиваются механизмы стандартизации квалификаций и гарантий качества обучения [2].

Для развития академической мобильности студентов в публичном доступе на сайтах вузов должны быть представлены программы и результаты обучения [2, 3], сведения о достижениях студентов из рейтинговых систем успеваемости [1]. Мобильность преподавателей предполагает публичное представление результатов научной и академической работы [5].

Основные стратегические задачи, которые ставят перед собой европейские вузы - это построение информационной среды с унифицированными механизмами доступа и поддержкой Болонского процесса, информационная поддержка бизнес-процессов [3]. Для обеспечения гарантий качества обучения университеты внедряют информационные системы поддержки качества с процедурами анализа данных и поддержкой бизнес-аналитики (Business Intelligence) [6], системы мониторинга образовательного процесса для получения обратной связи от студентов [7]. Следствием глобализации рынка образовательных услуг является необходимость создания интегрированных информационных сервисов для поддержки объединенных межвузовских систем управления учебным процессом и обеспечения совместного доступа к образовательным ресурсам [5, 7, 9].

Аналогичные задачи информатизации стоят и перед российскими университетами [10-12]: внедрение бизнес аналитики [10, 11], поддержка Болонского процесса [15, 19, 21], внедрение информационных обучающих сред [13, 14, 16-18], развитие инфраструктуры [20].

В стратегический план информатизации на 2013 год Стэндфордского университета - мирового лидера индустрии информационных технологий, имеющего одну из самых передовых систем управления университетом, включены следующие задачи [22]:

  • развитие беспроводного доступа на территории кампуса;
  • внедрение средств коммуникаций - интеграция голосовой почты, электронной почты, текстовых сообщений, видеоконференцсвязи;
  • обеспечение легитимности мобильных устройств для работы в сети Стэнфорда;
  • развитие облачной инфраструктуры - внедрение облачных сервисов для совместной работы, повышение консолидации ресурсов с помощью виртуализации оборудования для экономии энергопотребления и стоимости обслуживания, реализация сохранения данных и организация вычислений в облаке, обеспечение надежности функционирования сервисов и систем электронного кампуса университета;
  • расширение поддержки пользователей в части самостоятельного управления ресурсами в информационной среде;
  • поддержка решений для новых педагогических практик, использующих видеоконференцсвязь;
  • развитие сервисов, автоматизирующих закупки и снабжение.

В Стэнфорде планируют в будущем развивать технологии виртуализации рабочих мест [23]. В обзоре по управлению электронными документами и контентом [24] отмечается сложность сопровождения и интеграции таких систем и, как следствие, в Стэндфордском университете в настоящее время используются две системы управления электронным документооборотом. Необходимость создания информационной системы оценки деятельности подразделений Стэндфордского университета по разным направлениям отмечается  в работе [25].

Известна инициатива Массачусетского технологического института об открытии для публичного доступа среды электронных курсов OpenCourseware [26]. В стратегическом плане Массачусетского технологического института на 2013-2014 годы определены следующие задачи [27]:

  • разработать технологию разделяемых данных в общем информационном пространстве университета;
  • расширить возможности отчетной системы и продолжить развертывание системы Cognos (формирование отчетов);
  • модифицировать существующие и разработать новые сайты;
  • разработать облачные сервисы;
  • обеспечить развитие сервисов, работающих с пространственными данными;
  • усовершенствовать автоматизацию управления инфраструктурой;
  • расширить функциональность системы электронного обучения;
  • поддержать развитие мобильных сервисов;
  • внедрять системы поддержки обслуживания пользователей класса Help Desk по стандартам Information Technology Infrastructure Library. 

Как видно из стратегических задач информатизации ведущих университетов мира, приоритетными направлениями являются построение облачной инфраструктуры, интеграция данных всех корпоративных систем, развитие мобильных сервисов, создание условий для совместной работы, а также развитие систем и сервисов, поддерживающих новые педагогические практики. Оба американских университета также подчеркивают важность развития сервисов и внедрения технологий, обеспечивающих снижение стоимости владения активами на основе информационных технологий [28]. Предложенная авторами работы концепция создания Электронного кампуса университета включает решение данных задач с использованием передовых технологических решений.

В 2009 г. Научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций «Информика» подготовил аналитический обзор по использованию средств информационно-компьютерных технологий в российских вузах [29]. Анализ сделан по следующим критериям:

  • использование систем управления электронным документооборотом;
  • использование систем финансово-управленческого учета, в том числе для автоматизации бухгалтерии, расчета стипендии, зарплаты, учета оплаты за обучение;
  • использование систем управления персоналом, учета студентов;
  • использование систем управления учебным процессом;
  • поддержка дистанционного образования;
  • автоматизация работы библиотеки;
  • управление научной деятельностью и проектами;
  • использование систем поддержки принятия управленческих решений.

Всего в отчете рассмотрено 673 российских вуза, из них в лидеры - вузы, имеющие наивысший уровень информатизации, вошло 55 университетов, в том числе Владивостокский государственный университет экономики и сервиса. В отчете также отмечено, что два вуза - Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (далее в тексте Университет) и Петрозаводский государственный университет, создают отчуждаемые информационные продукты (описание можно найти на сайте Университета).

Как видно из списка критериев, анализ учитывал использование информационных технологий в задачах и процессах вуза. По всем указанным выше восьми критериям в Университете разработаны и внедрены различные системы и сервисы, описание которых приведено в следующем разделе. Важнейшей отличительной особенностью разработок Университета является их полная интеграция между собой. Нет ни одной системы или сервиса, которые не работают на основании данных, процедур, сервисов других систем.

Сравнительный анализ (рейтинг) вузов по уровню информатизации может быть сделан не только с точки зрения функций и процессов, а также с точки зрения уровня внедренных решений, обеспечивающих эффективность применения информационных технологий. Для формирования рейтинга используем следующие критерии:

  • применение автоматизированных процедур управления правами пользователей информационной среды вуза;
  • наличие корпоративного портала для доступа к сервисам и системам;
  • наличие системы управления процессами и электронным документооборотом;
  • наличие системы управления контентом, интегрированной с корпоративными системами;
  • уровень интеграции (интеграция данных, приложений, процессов, пользователей);
  • применение автоматизированных решений для управления информационной инфраструктурой;
  • использование облачных вычислений, виртуализация серверов и рабочих мест.

Источниками данных для формирования рейтинга являются: приведенный выше аналитический отчет [29], научно-технические публикации и труды конференций по данной проблематике, сайты университетов, «полевые» исследования, которые авторы работы проводили в российских вузах. В таблице 1 приведены результаты анализа, где символ «+» означает удовлетворение критерию, «-» - полное несоответствие критерию, «+/-» - частичное соответствие критерию (например, отсутствие интегрированной системы управления электронным документооборотом при наличии локальных решений по автоматизации документооборота).

Как видно из таблицы 1, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса опережает большинство университетов, которые являются лидерами по уровню информатизации. Первое решение передового уровня было создано в Университете  в 1999 году - это среда электронного обучения «Аванта». Университет одним из первых комплексно внедрил службу каталогов Microsoft Active Directory для управления учетными записями и компьютерами пользователей. Калифорнийский университет в Беркли, одним из первых внедривший эту технологии среди американских вузов, сделал это на полгода позже.

Таблица 1 - Рейтинг университетов по уровню информатизации

Литература:

  1. Ciszczyk M., Sikora K., Kusztina E., Zaikin O., Tadeusiewicz R. Didactic process based on the repository system // 16th Congress “European University Information System”, Warsaw, Poland, 23-25 June 2010. EUNIS-2010.
  2. Czerniak M. Student Management Information System for Polish Universities at its Tenth Anniversary // 16th Congress “European University Information System” (EUNIS-2010), Warsaw, Poland, 23-25 June 2010.
  3. Gonçalves N.P., Paulino S., Silva T. Business Processes Management and Information Systems: methodologies overview and challenges – a higher education institution’s framework // 16th Congress “European University Information System” (EUNIS-2010), Warsaw, Poland, 23-25 June 2010.
  4. Bick M., Börgmann K.A. Reference Model for the Evaluation of Information Systems for an Integrated Campus Management // 15th Congress “European University Information System” (EUNIS-2009), Santiago de Compostela, Spain, 23-26 June 2009.
  5. Lingjærde G.Ch.,. Sjøgren A.M.F The research documentation system Frida // 15th Congress “European University Information System” (EUNIS-2009), Santiago de Compostela, Spain, 23-26 June 2009.
  6. Gutow S. Business Intelligence within integrated web-based HEI management systems – HISinOneeduStore // 15th Congress “European University Information System” (EUNIS-2009), Santiago de Compostela, Spain, 23-26 June 2009.
  7. Velada R., Cardoso E., Antunes A., Caetano A., Bento R., Aguiar F., Silva S., Menezes de Sequeira M.. Achievements of the Bologna process reforms – an integrated management and IT approach // 15th Congress “European University Information System” (EUNIS-2009), Santiago de Compostela, Spain, 23-26 June 2009.
  8. Gallerani F. Designing the architecture for an integrated Information System for Universities: the challenge ahead // 15th Congress “European University Information System” (EUNIS-2009), Santiago de Compostela, Spain, 23-26 June 2009.
  9. Bertazzoni1 N., Ponti G., Ravaioli S. Project U-GOV the new CINECA integrated information system for Higher Education // 14th Congress “European University Information System” (EUNIS-2008), Aarhus, Denmark, 23-26 June 2008.
  10. Быковский В.В., Веденеев П.В., Волкова Т.В., Рацев В.А. Функциональная подсистема интегрированной автоматизированной системы вуза «Ректор» // Материалы III Междун. научно-практ. конф. «Информационная среда XXI века», 21-26 июня. – Петрозаводск, 2009. – С.32-34.
  11. Белов В.Н. Применение информационных технологий для оценки деятельности сотрудников вуза // Материалы III Междун. научно-практ. конф. «Информационная среда XXI века», 21-26 июня. – Петрозаводск, 2009. ‑ С.23-25.
  12. Глухих Р.С., Смолянинова О.Г. Электронный портофолио в системе менеджмента качества образования вуза // Материалы III Межд. научно-практ. конф. «Информационная среда XXI века», 21-26 июня. – Петрозаводск, 2009. – С.47-50.
  13. Насадкина О.Ю., Марахтанов А.Г., Власова А.Г., Байтимиров Л.З., Фотина Е.В. Концепция единого хранилища информационных образовательных ресурсов для дистанционного обучения // Материалы III Междун. научно-практ. конф. «Информационная среда XXI века», 21-26 июня. – Петрозаводск, 2009. – С.174-176.
  14. Целых А.Н., Дикарев С.Б., Целых А.А. «Цифровой кампус» – единая информационно-образовательная среда Южного федерального университета // Материалы IV Междун. научно-практ. конф. «Информационная среда XXI века», 20-24 сентября. – Петрозаводск, 2010.
  15. Лисицына Л.С. Информационно-образовательная среда вуза сегодня и завтра // Материалы VI Междун. научно-практ. конф. «Информационная среда XXI века, 4-10 декабря. – Куопио (Финляндия), 2012. – С.108-109.
  16. Власова А.Г., Голубев Е.В., Насадкина О.Ю. Портал ИАИС – инструмент для всех участников процесса подготовки научных кадров в университете // Материалы VI Междун. научно-практ. конф. «Информационная среда XXI века», 4-10 декабря. – Куопио (Финляндия), 2012. – С.45-47.
  17. Зафиевский А.В. Применение обучающей среды Moodle на очном отделении // Материалы VI Междун. научно-практ. конф. «Информационная среда XXI века», 4-10 декабря. – Куопио (Финляндия), 2012. – С.88-90.
  18. Закирьянова Г.Т., Галимов И.А., Уразаева Л.Ю. Практические аспекты использования ИТ для формирования индивидуальной образовательной траектории // Материалы VI Междун. научно-практ. конф. «Информационная среда XXI века», 4-10 декабря. – Куопио (Финляндия), 2012. – С.85-88.
  19. Бабин Е.Н. Интегрированная информационная среда вуза как инструмент инновационного развития образовательных услуг высшей школы // Материалы VI Междун. научно-практ. конф. «Информационная среда XXI века», 4-10 декабря. – Куопио (Финляндия), 2012. – С.23-27.
  20. Подольский В.Е. О создании частного облака Тамбовского государственного технического университета // Доклады междун. науч. конф. «Новые информационные технологии и менеджмент качества (NIT&QM’2012)». – Турция, 2012. – С.55-58.
  21. Адаманский А.В., Денисов А.Л., Кипенко А.А., Тютюньков В.Е., Юданов Ф.Н. Автоматизированная система управления учебным процессом УИС: поддержка современных образовательных стандартов и интеграция с информационной средой вуза // Тр. всеросс. научно-метод. Конф. «Телематика’2012». – Санкт-Петербург, 2012.
  22. IT Services strategic plan https://itservices.stanford.edu/sites/default/files/2013/02/19/ITS%20Strategic%20Plan%202012-rev.pdf
  23. Desktop virtualization https://itservices.stanford.edu/strategy/platforms/desktop_virtualization
  24. Document management https://itservices.stanford.edu/strategy/enduserapps/docmgmt
  25. Strategic Management Information Project https://as.stanford.edu/stanford/display/AS/Strategic+Management+Information+Project
  26. MITOpenCourseware http://ocw.mit.edu/index.htm
  27. Strategic Plan 2013-2014 http://ist.mit.edu/sites/default/files/about/IST%20Overview%20FY2013%20FINAL%201_14_2013.pdf
  28. Information service and technology. Operation plan for FY2012 http://ist.mit.edu/sites/default/files/about/FY2012%20Operational%20Plan-FINAL%20October.pdf
  29. Столяров Д.Ю. Использование автоматизированных систем управления в деятельности учреждений высшего профессионального образования в Российской Федерации (аналитический обзор) / Под ред. Тихонова А.Н. – М.: ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика», 2009. – 96 с.
array(21) { ["Attachment"]=> array(0) { } ["ChildActions"]=> array(0) { } ["ChildObj"]=> array(0) { } ["EMPLAuthors"]=> array(0) { } ["EmplPerson"]=> array(0) { } ["FileInfo"]=> array(0) { } ["Incut"]=> array(0) { } ["KeyWords"]=> array(3) { [0]=> array(10) { ["text"]=> string(16) "informatizatsiia" ["plain"]=> string(28) "информатизация" ["money"]=> int(0) ["type"]=> string(3) "102" ["input"]=> string(4) "5256" ["date"]=> NULL ["value"]=> string(6) "413540" ["valueName"]=> string(29) "информатизация " ["imgURL"]=> string(56) "https://st1.vvsu.ru/photos/информатизация " ["Unic"]=> string(36) "E876051D-0C2C-47FA-A21C-BB9865907724" } [1]=> array(10) { ["text"]=> string(23) "informatsionnaia__sreda" ["plain"]=> string(40) "информационная среда" ["money"]=> int(0) ["type"]=> string(3) "102" ["input"]=> string(4) "5256" ["date"]=> NULL ["value"]=> string(6) "413542" ["valueName"]=> string(41) "информационная среда " ["imgURL"]=> string(68) "https://st2.vvsu.ru/photos/информационная среда " ["Unic"]=> string(36) "E876051D-0C2C-47FA-A21C-BB9865907724" } [2]=> array(10) { ["text"]=> string(23) "zadachi_informatizatsii" ["plain"]=> string(41) "задачи информатизации" ["money"]=> int(0) ["type"]=> string(3) "102" ["input"]=> string(4) "5256" ["date"]=> NULL ["value"]=> string(6) "601248" ["valueName"]=> string(42) "задачи информатизации " ["imgURL"]=> string(69) "https://st0.vvsu.ru/photos/задачи информатизации " ["Unic"]=> string(36) "E876051D-0C2C-47FA-A21C-BB9865907724" } } ["MainPict"]=> array(1) { [0]=> array(10) { ["text"]=> string(0) "" ["plain"]=> string(0) "" ["money"]=> int(0) ["type"]=> string(3) "130" ["input"]=> string(5) "36468" ["date"]=> NULL ["value"]=> string(8) "10458587" ["valueName"]=> string(36) "C8773C2E_5935_4D8E_AD16_661FD07A8D56" ["imgURL"]=> string(63) "https://st0.vvsu.ru/photos/C8773C2E_5935_4D8E_AD16_661FD07A8D56" ["Unic"]=> string(36) "E876051D-0C2C-47FA-A21C-BB9865907724" } } ["Pictures"]=> array(1) { [0]=> array(10) { ["text"]=> string(0) "" ["plain"]=> string(0) "" ["money"]=> int(0) ["type"]=> string(3) "130" ["input"]=> string(5) "36468" ["date"]=> NULL ["value"]=> string(8) "10458597" ["valueName"]=> string(36) "80B475F3_C178_4350_AD2F_77A4CDC70784" ["imgURL"]=> string(63) "https://st0.vvsu.ru/photos/80B475F3_C178_4350_AD2F_77A4CDC70784" ["Unic"]=> string(36) "E876051D-0C2C-47FA-A21C-BB9865907724" } } ["Position"]=> array(2) { [0]=> array(10) { ["text"]=> string(21) "informatizatsiia_vuza" ["plain"]=> string(37) "Информатизация вуза" ["money"]=> int(0) ["type"]=> string(3) "102" ["input"]=> string(4) "5256" ["date"]=> NULL ["value"]=> string(6) "568306" ["valueName"]=> string(38) "Информатизация вуза " ["imgURL"]=> string(65) "https://st1.vvsu.ru/photos/Информатизация вуза " ["Unic"]=> string(36) "E876051D-0C2C-47FA-A21C-BB9865907724" } [1]=> array(10) { ["text"]=> string(25) "russkaia_versiia_saita_ek" ["plain"]=> string(43) "Русская версия сайта ЭК" ["money"]=> int(0) ["type"]=> string(3) "102" ["input"]=> string(4) "5256" ["date"]=> NULL ["value"]=> string(6) "602184" ["valueName"]=> string(44) "Русская версия сайта ЭК " ["imgURL"]=> string(71) "https://st2.vvsu.ru/photos/Русская версия сайта ЭК " ["Unic"]=> string(36) "E876051D-0C2C-47FA-A21C-BB9865907724" } } ["Priority"]=> array(0) { } ["Site"]=> array(1) { [0]=> array(10) { ["text"]=> string(16) "e_campus_vvsu_ru" ["plain"]=> string(16) "e-campus.vvsu.ru" ["money"]=> int(0) ["type"]=> string(3) "102" ["input"]=> string(4) "5256" ["date"]=> NULL ["value"]=> string(8) "10096124" ["valueName"]=> string(17) "e-campus.vvsu.ru " ["imgURL"]=> string(44) "https://st2.vvsu.ru/photos/e-campus.vvsu.ru " ["Unic"]=> string(36) "E876051D-0C2C-47FA-A21C-BB9865907724" } } ["StudPerson"]=> array(0) { } ["Data"]=> array(11) { ["text"]=> string(0) "" ["plain"]=> string(0) "" ["money"]=> int(0) ["type"]=> string(3) "177" ["input"]=> string(3) "178" ["date"]=> string(10) "2013-09-12" ["value"]=> NULL ["valueName"]=> string(62) "Otechestvennyjj_i_mirovojj_uroven_informatizacii_universitetov" ["imgURL"]=> string(89) "https://st0.vvsu.ru/photos/Otechestvennyjj_i_mirovojj_uroven_informatizacii_universitetov" ["Unic"]=> string(36) "E876051D-0C2C-47FA-A21C-BB9865907724" ["dateString"]=> string(19) "12 сентября" } ["ShortDescr"]=> array(10) { ["text"]=> string(1499) "Стратегия развития информатизации вузов должна определяться требованиями внешней среды и стратегическими целями конкретного вуза. Внешняя среда в последние годы ставит все новые и новые задачи, связанные с глобализацией, изменением в требованиях рыка, Болонским процессом и появлением новых технологий. Вхождение в Болонский процесс и переход на двухуровневую модель обучения поставил вузы не только России, но и многих стран Европы перед необходимостью обеспечения информационно-технической поддержки этого процесса, переходу на новые модели обучения, изменению содержания и методов продвижения образовательных услуг. Важнейшим фактором является ориентация всего процесса обучения на приобретение определенных компетенций, развиваются механизмы стандартизации квалификаций и гарантий качества обучения." ["plain"]=> string(1499) "Стратегия развития информатизации вузов должна определяться требованиями внешней среды и стратегическими целями конкретного вуза. Внешняя среда в последние годы ставит все новые и новые задачи, связанные с глобализацией, изменением в требованиях рыка, Болонским процессом и появлением новых технологий. Вхождение в Болонский процесс и переход на двухуровневую модель обучения поставил вузы не только России, но и многих стран Европы перед необходимостью обеспечения информационно-технической поддержки этого процесса, переходу на новые модели обучения, изменению содержания и методов продвижения образовательных услуг. Важнейшим фактором является ориентация всего процесса обучения на приобретение определенных компетенций, развиваются механизмы стандартизации квалификаций и гарантий качества обучения." ["money"]=> int(0) ["type"]=> string(3) "100" ["input"]=> string(1) "4" ["date"]=> NULL ["value"]=> NULL ["valueName"]=> string(33) "Otechestvennyjj_i_mirovojj_uroven" ["imgURL"]=> string(89) "https://st1.vvsu.ru/photos/Otechestvennyjj_i_mirovojj_uroven_informatizacii_universitetov" ["Unic"]=> string(36) "E876051D-0C2C-47FA-A21C-BB9865907724" } ["FullDescr"]=> array(10) { ["text"]=> string(26910) "

Стратегия развития информатизации вузов должна определяться требованиями внешней среды и стратегическими целями конкретного вуза. Внешняя среда в последние годы ставит все новые и новые задачи, связанные с глобализацией, изменением в требованиях рыка, Болонским процессом и появлением новых технологий. Вхождение в Болонский процесс и переход на двухуровневую модель обучения поставил вузы не только России, но и многих стран Европы перед необходимостью обеспечения информационно-технической поддержки этого процесса [1-9], переходу на новые модели обучения, изменению содержания и методов продвижения образовательных услуг [1]. Важнейшим фактором является ориентация всего процесса обучения на приобретение определенных компетенций, развиваются механизмы стандартизации квалификаций и гарантий качества обучения [2].

Для развития академической мобильности студентов в публичном доступе на сайтах вузов должны быть представлены программы и результаты обучения [2, 3], сведения о достижениях студентов из рейтинговых систем успеваемости [1]. Мобильность преподавателей предполагает публичное представление результатов научной и академической работы [5].

Основные стратегические задачи, которые ставят перед собой европейские вузы - это построение информационной среды с унифицированными механизмами доступа и поддержкой Болонского процесса, информационная поддержка бизнес-процессов [3]. Для обеспечения гарантий качества обучения университеты внедряют информационные системы поддержки качества с процедурами анализа данных и поддержкой бизнес-аналитики (Business Intelligence) [6], системы мониторинга образовательного процесса для получения обратной связи от студентов [7]. Следствием глобализации рынка образовательных услуг является необходимость создания интегрированных информационных сервисов для поддержки объединенных межвузовских систем управления учебным процессом и обеспечения совместного доступа к образовательным ресурсам [5, 7, 9].

Аналогичные задачи информатизации стоят и перед российскими университетами [10-12]: внедрение бизнес аналитики [10, 11], поддержка Болонского процесса [15, 19, 21], внедрение информационных обучающих сред [13, 14, 16-18], развитие инфраструктуры [20].

В стратегический план информатизации на 2013 год Стэндфордского университета - мирового лидера индустрии информационных технологий, имеющего одну из самых передовых систем управления университетом, включены следующие задачи [22]:

  • развитие беспроводного доступа на территории кампуса;
  • внедрение средств коммуникаций - интеграция голосовой почты, электронной почты, текстовых сообщений, видеоконференцсвязи;
  • обеспечение легитимности мобильных устройств для работы в сети Стэнфорда;
  • развитие облачной инфраструктуры - внедрение облачных сервисов для совместной работы, повышение консолидации ресурсов с помощью виртуализации оборудования для экономии энергопотребления и стоимости обслуживания, реализация сохранения данных и организация вычислений в облаке, обеспечение надежности функционирования сервисов и систем электронного кампуса университета;
  • расширение поддержки пользователей в части самостоятельного управления ресурсами в информационной среде;
  • поддержка решений для новых педагогических практик, использующих видеоконференцсвязь;
  • развитие сервисов, автоматизирующих закупки и снабжение.

В Стэнфорде планируют в будущем развивать технологии виртуализации рабочих мест [23]. В обзоре по управлению электронными документами и контентом [24] отмечается сложность сопровождения и интеграции таких систем и, как следствие, в Стэндфордском университете в настоящее время используются две системы управления электронным документооборотом. Необходимость создания информационной системы оценки деятельности подразделений Стэндфордского университета по разным направлениям отмечается  в работе [25].

Известна инициатива Массачусетского технологического института об открытии для публичного доступа среды электронных курсов OpenCourseware [26]. В стратегическом плане Массачусетского технологического института на 2013-2014 годы определены следующие задачи [27]:

  • разработать технологию разделяемых данных в общем информационном пространстве университета;
  • расширить возможности отчетной системы и продолжить развертывание системы Cognos (формирование отчетов);
  • модифицировать существующие и разработать новые сайты;
  • разработать облачные сервисы;
  • обеспечить развитие сервисов, работающих с пространственными данными;
  • усовершенствовать автоматизацию управления инфраструктурой;
  • расширить функциональность системы электронного обучения;
  • поддержать развитие мобильных сервисов;
  • внедрять системы поддержки обслуживания пользователей класса Help Desk по стандартам Information Technology Infrastructure Library. 

Как видно из стратегических задач информатизации ведущих университетов мира, приоритетными направлениями являются построение облачной инфраструктуры, интеграция данных всех корпоративных систем, развитие мобильных сервисов, создание условий для совместной работы, а также развитие систем и сервисов, поддерживающих новые педагогические практики. Оба американских университета также подчеркивают важность развития сервисов и внедрения технологий, обеспечивающих снижение стоимости владения активами на основе информационных технологий [28]. Предложенная авторами работы концепция создания Электронного кампуса университета включает решение данных задач с использованием передовых технологических решений.

В 2009 г. Научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций «Информика» подготовил аналитический обзор по использованию средств информационно-компьютерных технологий в российских вузах [29]. Анализ сделан по следующим критериям:

  • использование систем управления электронным документооборотом;
  • использование систем финансово-управленческого учета, в том числе для автоматизации бухгалтерии, расчета стипендии, зарплаты, учета оплаты за обучение;
  • использование систем управления персоналом, учета студентов;
  • использование систем управления учебным процессом;
  • поддержка дистанционного образования;
  • автоматизация работы библиотеки;
  • управление научной деятельностью и проектами;
  • использование систем поддержки принятия управленческих решений.

Всего в отчете рассмотрено 673 российских вуза, из них в лидеры - вузы, имеющие наивысший уровень информатизации, вошло 55 университетов, в том числе Владивостокский государственный университет экономики и сервиса. В отчете также отмечено, что два вуза - Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (далее в тексте Университет) и Петрозаводский государственный университет, создают отчуждаемые информационные продукты (описание можно найти на сайте Университета).

Как видно из списка критериев, анализ учитывал использование информационных технологий в задачах и процессах вуза. По всем указанным выше восьми критериям в Университете разработаны и внедрены различные системы и сервисы, описание которых приведено в следующем разделе. Важнейшей отличительной особенностью разработок Университета является их полная интеграция между собой. Нет ни одной системы или сервиса, которые не работают на основании данных, процедур, сервисов других систем.

Сравнительный анализ (рейтинг) вузов по уровню информатизации может быть сделан не только с точки зрения функций и процессов, а также с точки зрения уровня внедренных решений, обеспечивающих эффективность применения информационных технологий. Для формирования рейтинга используем следующие критерии:

  • применение автоматизированных процедур управления правами пользователей информационной среды вуза;
  • наличие корпоративного портала для доступа к сервисам и системам;
  • наличие системы управления процессами и электронным документооборотом;
  • наличие системы управления контентом, интегрированной с корпоративными системами;
  • уровень интеграции (интеграция данных, приложений, процессов, пользователей);
  • применение автоматизированных решений для управления информационной инфраструктурой;
  • использование облачных вычислений, виртуализация серверов и рабочих мест.

Источниками данных для формирования рейтинга являются: приведенный выше аналитический отчет [29], научно-технические публикации и труды конференций по данной проблематике, сайты университетов, «полевые» исследования, которые авторы работы проводили в российских вузах. В таблице 1 приведены результаты анализа, где символ «+» означает удовлетворение критерию, «-» - полное несоответствие критерию, «+/-» - частичное соответствие критерию (например, отсутствие интегрированной системы управления электронным документооборотом при наличии локальных решений по автоматизации документооборота).

Как видно из таблицы 1, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса опережает большинство университетов, которые являются лидерами по уровню информатизации. Первое решение передового уровня было создано в Университете  в 1999 году - это среда электронного обучения «Аванта». Университет одним из первых комплексно внедрил службу каталогов Microsoft Active Directory для управления учетными записями и компьютерами пользователей. Калифорнийский университет в Беркли, одним из первых внедривший эту технологии среди американских вузов, сделал это на полгода позже.

Таблица 1 - Рейтинг университетов по уровню информатизации

Литература:

  1. Ciszczyk M., Sikora K., Kusztina E., Zaikin O., Tadeusiewicz R. Didactic process based on the repository system // 16th Congress “European University Information System”, Warsaw, Poland, 23-25 June 2010. EUNIS-2010.
  2. Czerniak M. Student Management Information System for Polish Universities at its Tenth Anniversary // 16th Congress “European University Information System” (EUNIS-2010), Warsaw, Poland, 23-25 June 2010.
  3. Gonçalves N.P., Paulino S., Silva T. Business Processes Management and Information Systems: methodologies overview and challenges – a higher education institution’s framework // 16th Congress “European University Information System” (EUNIS-2010), Warsaw, Poland, 23-25 June 2010.
  4. Bick M., Börgmann K.A. Reference Model for the Evaluation of Information Systems for an Integrated Campus Management // 15th Congress “European University Information System” (EUNIS-2009), Santiago de Compostela, Spain, 23-26 June 2009.
  5. Lingjærde G.Ch.,. Sjøgren A.M.F The research documentation system Frida // 15th Congress “European University Information System” (EUNIS-2009), Santiago de Compostela, Spain, 23-26 June 2009.
  6. Gutow S. Business Intelligence within integrated web-based HEI management systems – HISinOneeduStore // 15th Congress “European University Information System” (EUNIS-2009), Santiago de Compostela, Spain, 23-26 June 2009.
  7. Velada R., Cardoso E., Antunes A., Caetano A., Bento R., Aguiar F., Silva S., Menezes de Sequeira M.. Achievements of the Bologna process reforms – an integrated management and IT approach // 15th Congress “European University Information System” (EUNIS-2009), Santiago de Compostela, Spain, 23-26 June 2009.
  8. Gallerani F. Designing the architecture for an integrated Information System for Universities: the challenge ahead // 15th Congress “European University Information System” (EUNIS-2009), Santiago de Compostela, Spain, 23-26 June 2009.
  9. Bertazzoni1 N., Ponti G., Ravaioli S. Project U-GOV the new CINECA integrated information system for Higher Education // 14th Congress “European University Information System” (EUNIS-2008), Aarhus, Denmark, 23-26 June 2008.
  10. Быковский В.В., Веденеев П.В., Волкова Т.В., Рацев В.А. Функциональная подсистема интегрированной автоматизированной системы вуза «Ректор» // Материалы III Междун. научно-практ. конф. «Информационная среда XXI века», 21-26 июня. – Петрозаводск, 2009. – С.32-34.
  11. Белов В.Н. Применение информационных технологий для оценки деятельности сотрудников вуза // Материалы III Междун. научно-практ. конф. «Информационная среда XXI века», 21-26 июня. – Петрозаводск, 2009. ‑ С.23-25.
  12. Глухих Р.С., Смолянинова О.Г. Электронный портофолио в системе менеджмента качества образования вуза // Материалы III Межд. научно-практ. конф. «Информационная среда XXI века», 21-26 июня. – Петрозаводск, 2009. – С.47-50.
  13. Насадкина О.Ю., Марахтанов А.Г., Власова А.Г., Байтимиров Л.З., Фотина Е.В. Концепция единого хранилища информационных образовательных ресурсов для дистанционного обучения // Материалы III Междун. научно-практ. конф. «Информационная среда XXI века», 21-26 июня. – Петрозаводск, 2009. – С.174-176.
  14. Целых А.Н., Дикарев С.Б., Целых А.А. «Цифровой кампус» – единая информационно-образовательная среда Южного федерального университета // Материалы IV Междун. научно-практ. конф. «Информационная среда XXI века», 20-24 сентября. – Петрозаводск, 2010.
  15. Лисицына Л.С. Информационно-образовательная среда вуза сегодня и завтра // Материалы VI Междун. научно-практ. конф. «Информационная среда XXI века, 4-10 декабря. – Куопио (Финляндия), 2012. – С.108-109.
  16. Власова А.Г., Голубев Е.В., Насадкина О.Ю. Портал ИАИС – инструмент для всех участников процесса подготовки научных кадров в университете // Материалы VI Междун. научно-практ. конф. «Информационная среда XXI века», 4-10 декабря. – Куопио (Финляндия), 2012. – С.45-47.
  17. Зафиевский А.В. Применение обучающей среды Moodle на очном отделении // Материалы VI Междун. научно-практ. конф. «Информационная среда XXI века», 4-10 декабря. – Куопио (Финляндия), 2012. – С.88-90.
  18. Закирьянова Г.Т., Галимов И.А., Уразаева Л.Ю. Практические аспекты использования ИТ для формирования индивидуальной образовательной траектории // Материалы VI Междун. научно-практ. конф. «Информационная среда XXI века», 4-10 декабря. – Куопио (Финляндия), 2012. – С.85-88.
  19. Бабин Е.Н. Интегрированная информационная среда вуза как инструмент инновационного развития образовательных услуг высшей школы // Материалы VI Междун. научно-практ. конф. «Информационная среда XXI века», 4-10 декабря. – Куопио (Финляндия), 2012. – С.23-27.
  20. Подольский В.Е. О создании частного облака Тамбовского государственного технического университета // Доклады междун. науч. конф. «Новые информационные технологии и менеджмент качества (NIT&QM’2012)». – Турция, 2012. – С.55-58.
  21. Адаманский А.В., Денисов А.Л., Кипенко А.А., Тютюньков В.Е., Юданов Ф.Н. Автоматизированная система управления учебным процессом УИС: поддержка современных образовательных стандартов и интеграция с информационной средой вуза // Тр. всеросс. научно-метод. Конф. «Телематика’2012». – Санкт-Петербург, 2012.
  22. IT Services strategic plan https://itservices.stanford.edu/sites/default/files/2013/02/19/ITS%20Strategic%20Plan%202012-rev.pdf
  23. Desktop virtualization https://itservices.stanford.edu/strategy/platforms/desktop_virtualization
  24. Document management https://itservices.stanford.edu/strategy/enduserapps/docmgmt
  25. Strategic Management Information Project https://as.stanford.edu/stanford/display/AS/Strategic+Management+Information+Project
  26. MITOpenCourseware http://ocw.mit.edu/index.htm
  27. Strategic Plan 2013-2014 http://ist.mit.edu/sites/default/files/about/IST%20Overview%20FY2013%20FINAL%201_14_2013.pdf
  28. Information service and technology. Operation plan for FY2012 http://ist.mit.edu/sites/default/files/about/FY2012%20Operational%20Plan-FINAL%20October.pdf
  29. Столяров Д.Ю. Использование автоматизированных систем управления в деятельности учреждений высшего профессионального образования в Российской Федерации (аналитический обзор) / Под ред. Тихонова А.Н. – М.: ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика», 2009. – 96 с.
" ["plain"]=> string(26910) "

Стратегия развития информатизации вузов должна определяться требованиями внешней среды и стратегическими целями конкретного вуза. Внешняя среда в последние годы ставит все новые и новые задачи, связанные с глобализацией, изменением в требованиях рыка, Болонским процессом и появлением новых технологий. Вхождение в Болонский процесс и переход на двухуровневую модель обучения поставил вузы не только России, но и многих стран Европы перед необходимостью обеспечения информационно-технической поддержки этого процесса [1-9], переходу на новые модели обучения, изменению содержания и методов продвижения образовательных услуг [1]. Важнейшим фактором является ориентация всего процесса обучения на приобретение определенных компетенций, развиваются механизмы стандартизации квалификаций и гарантий качества обучения [2].

Для развития академической мобильности студентов в публичном доступе на сайтах вузов должны быть представлены программы и результаты обучения [2, 3], сведения о достижениях студентов из рейтинговых систем успеваемости [1]. Мобильность преподавателей предполагает публичное представление результатов научной и академической работы [5].

Основные стратегические задачи, которые ставят перед собой европейские вузы - это построение информационной среды с унифицированными механизмами доступа и поддержкой Болонского процесса, информационная поддержка бизнес-процессов [3]. Для обеспечения гарантий качества обучения университеты внедряют информационные системы поддержки качества с процедурами анализа данных и поддержкой бизнес-аналитики (Business Intelligence) [6], системы мониторинга образовательного процесса для получения обратной связи от студентов [7]. Следствием глобализации рынка образовательных услуг является необходимость создания интегрированных информационных сервисов для поддержки объединенных межвузовских систем управления учебным процессом и обеспечения совместного доступа к образовательным ресурсам [5, 7, 9].

Аналогичные задачи информатизации стоят и перед российскими университетами [10-12]: внедрение бизнес аналитики [10, 11], поддержка Болонского процесса [15, 19, 21], внедрение информационных обучающих сред [13, 14, 16-18], развитие инфраструктуры [20].

В стратегический план информатизации на 2013 год Стэндфордского университета - мирового лидера индустрии информационных технологий, имеющего одну из самых передовых систем управления университетом, включены следующие задачи [22]:

  • развитие беспроводного доступа на территории кампуса;
  • внедрение средств коммуникаций - интеграция голосовой почты, электронной почты, текстовых сообщений, видеоконференцсвязи;
  • обеспечение легитимности мобильных устройств для работы в сети Стэнфорда;
  • развитие облачной инфраструктуры - внедрение облачных сервисов для совместной работы, повышение консолидации ресурсов с помощью виртуализации оборудования для экономии энергопотребления и стоимости обслуживания, реализация сохранения данных и организация вычислений в облаке, обеспечение надежности функционирования сервисов и систем электронного кампуса университета;
  • расширение поддержки пользователей в части самостоятельного управления ресурсами в информационной среде;
  • поддержка решений для новых педагогических практик, использующих видеоконференцсвязь;
  • развитие сервисов, автоматизирующих закупки и снабжение.

В Стэнфорде планируют в будущем развивать технологии виртуализации рабочих мест [23]. В обзоре по управлению электронными документами и контентом [24] отмечается сложность сопровождения и интеграции таких систем и, как следствие, в Стэндфордском университете в настоящее время используются две системы управления электронным документооборотом. Необходимость создания информационной системы оценки деятельности подразделений Стэндфордского университета по разным направлениям отмечается  в работе [25].

Известна инициатива Массачусетского технологического института об открытии для публичного доступа среды электронных курсов OpenCourseware [26]. В стратегическом плане Массачусетского технологического института на 2013-2014 годы определены следующие задачи [27]:

  • разработать технологию разделяемых данных в общем информационном пространстве университета;
  • расширить возможности отчетной системы и продолжить развертывание системы Cognos (формирование отчетов);
  • модифицировать существующие и разработать новые сайты;
  • разработать облачные сервисы;
  • обеспечить развитие сервисов, работающих с пространственными данными;
  • усовершенствовать автоматизацию управления инфраструктурой;
  • расширить функциональность системы электронного обучения;
  • поддержать развитие мобильных сервисов;
  • внедрять системы поддержки обслуживания пользователей класса Help Desk по стандартам Information Technology Infrastructure Library. 

Как видно из стратегических задач информатизации ведущих университетов мира, приоритетными направлениями являются построение облачной инфраструктуры, интеграция данных всех корпоративных систем, развитие мобильных сервисов, создание условий для совместной работы, а также развитие систем и сервисов, поддерживающих новые педагогические практики. Оба американских университета также подчеркивают важность развития сервисов и внедрения технологий, обеспечивающих снижение стоимости владения активами на основе информационных технологий [28]. Предложенная авторами работы концепция создания Электронного кампуса университета включает решение данных задач с использованием передовых технологических решений.

В 2009 г. Научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций «Информика» подготовил аналитический обзор по использованию средств информационно-компьютерных технологий в российских вузах [29]. Анализ сделан по следующим критериям:

  • использование систем управления электронным документооборотом;
  • использование систем финансово-управленческого учета, в том числе для автоматизации бухгалтерии, расчета стипендии, зарплаты, учета оплаты за обучение;
  • использование систем управления персоналом, учета студентов;
  • использование систем управления учебным процессом;
  • поддержка дистанционного образования;
  • автоматизация работы библиотеки;
  • управление научной деятельностью и проектами;
  • использование систем поддержки принятия управленческих решений.

Всего в отчете рассмотрено 673 российских вуза, из них в лидеры - вузы, имеющие наивысший уровень информатизации, вошло 55 университетов, в том числе Владивостокский государственный университет экономики и сервиса. В отчете также отмечено, что два вуза - Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (далее в тексте Университет) и Петрозаводский государственный университет, создают отчуждаемые информационные продукты (описание можно найти на сайте Университета).

Как видно из списка критериев, анализ учитывал использование информационных технологий в задачах и процессах вуза. По всем указанным выше восьми критериям в Университете разработаны и внедрены различные системы и сервисы, описание которых приведено в следующем разделе. Важнейшей отличительной особенностью разработок Университета является их полная интеграция между собой. Нет ни одной системы или сервиса, которые не работают на основании данных, процедур, сервисов других систем.

Сравнительный анализ (рейтинг) вузов по уровню информатизации может быть сделан не только с точки зрения функций и процессов, а также с точки зрения уровня внедренных решений, обеспечивающих эффективность применения информационных технологий. Для формирования рейтинга используем следующие критерии:

  • применение автоматизированных процедур управления правами пользователей информационной среды вуза;
  • наличие корпоративного портала для доступа к сервисам и системам;
  • наличие системы управления процессами и электронным документооборотом;
  • наличие системы управления контентом, интегрированной с корпоративными системами;
  • уровень интеграции (интеграция данных, приложений, процессов, пользователей);
  • применение автоматизированных решений для управления информационной инфраструктурой;
  • использование облачных вычислений, виртуализация серверов и рабочих мест.

Источниками данных для формирования рейтинга являются: приведенный выше аналитический отчет [29], научно-технические публикации и труды конференций по данной проблематике, сайты университетов, «полевые» исследования, которые авторы работы проводили в российских вузах. В таблице 1 приведены результаты анализа, где символ «+» означает удовлетворение критерию, «-» - полное несоответствие критерию, «+/-» - частичное соответствие критерию (например, отсутствие интегрированной системы управления электронным документооборотом при наличии локальных решений по автоматизации документооборота).

Как видно из таблицы 1, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса опережает большинство университетов, которые являются лидерами по уровню информатизации. Первое решение передового уровня было создано в Университете  в 1999 году - это среда электронного обучения «Аванта». Университет одним из первых комплексно внедрил службу каталогов Microsoft Active Directory для управления учетными записями и компьютерами пользователей. Калифорнийский университет в Беркли, одним из первых внедривший эту технологии среди американских вузов, сделал это на полгода позже.

Таблица 1 - Рейтинг университетов по уровню информатизации

Литература:

  1. Ciszczyk M., Sikora K., Kusztina E., Zaikin O., Tadeusiewicz R. Didactic process based on the repository system // 16th Congress “European University Information System”, Warsaw, Poland, 23-25 June 2010. EUNIS-2010.
  2. Czerniak M. Student Management Information System for Polish Universities at its Tenth Anniversary // 16th Congress “European University Information System” (EUNIS-2010), Warsaw, Poland, 23-25 June 2010.
  3. Gonçalves N.P., Paulino S., Silva T. Business Processes Management and Information Systems: methodologies overview and challenges – a higher education institution’s framework // 16th Congress “European University Information System” (EUNIS-2010), Warsaw, Poland, 23-25 June 2010.
  4. Bick M., Börgmann K.A. Reference Model for the Evaluation of Information Systems for an Integrated Campus Management // 15th Congress “European University Information System” (EUNIS-2009), Santiago de Compostela, Spain, 23-26 June 2009.
  5. Lingjærde G.Ch.,. Sjøgren A.M.F The research documentation system Frida // 15th Congress “European University Information System” (EUNIS-2009), Santiago de Compostela, Spain, 23-26 June 2009.
  6. Gutow S. Business Intelligence within integrated web-based HEI management systems – HISinOneeduStore // 15th Congress “European University Information System” (EUNIS-2009), Santiago de Compostela, Spain, 23-26 June 2009.
  7. Velada R., Cardoso E., Antunes A., Caetano A., Bento R., Aguiar F., Silva S., Menezes de Sequeira M.. Achievements of the Bologna process reforms – an integrated management and IT approach // 15th Congress “European University Information System” (EUNIS-2009), Santiago de Compostela, Spain, 23-26 June 2009.
  8. Gallerani F. Designing the architecture for an integrated Information System for Universities: the challenge ahead // 15th Congress “European University Information System” (EUNIS-2009), Santiago de Compostela, Spain, 23-26 June 2009.
  9. Bertazzoni1 N., Ponti G., Ravaioli S. Project U-GOV the new CINECA integrated information system for Higher Education // 14th Congress “European University Information System” (EUNIS-2008), Aarhus, Denmark, 23-26 June 2008.
  10. Быковский В.В., Веденеев П.В., Волкова Т.В., Рацев В.А. Функциональная подсистема интегрированной автоматизированной системы вуза «Ректор» // Материалы III Междун. научно-практ. конф. «Информационная среда XXI века», 21-26 июня. – Петрозаводск, 2009. – С.32-34.
  11. Белов В.Н. Применение информационных технологий для оценки деятельности сотрудников вуза // Материалы III Междун. научно-практ. конф. «Информационная среда XXI века», 21-26 июня. – Петрозаводск, 2009. ‑ С.23-25.
  12. Глухих Р.С., Смолянинова О.Г. Электронный портофолио в системе менеджмента качества образования вуза // Материалы III Межд. научно-практ. конф. «Информационная среда XXI века», 21-26 июня. – Петрозаводск, 2009. – С.47-50.
  13. Насадкина О.Ю., Марахтанов А.Г., Власова А.Г., Байтимиров Л.З., Фотина Е.В. Концепция единого хранилища информационных образовательных ресурсов для дистанционного обучения // Материалы III Междун. научно-практ. конф. «Информационная среда XXI века», 21-26 июня. – Петрозаводск, 2009. – С.174-176.
  14. Целых А.Н., Дикарев С.Б., Целых А.А. «Цифровой кампус» – единая информационно-образовательная среда Южного федерального университета // Материалы IV Междун. научно-практ. конф. «Информационная среда XXI века», 20-24 сентября. – Петрозаводск, 2010.
  15. Лисицына Л.С. Информационно-образовательная среда вуза сегодня и завтра // Материалы VI Междун. научно-практ. конф. «Информационная среда XXI века, 4-10 декабря. – Куопио (Финляндия), 2012. – С.108-109.
  16. Власова А.Г., Голубев Е.В., Насадкина О.Ю. Портал ИАИС – инструмент для всех участников процесса подготовки научных кадров в университете // Материалы VI Междун. научно-практ. конф. «Информационная среда XXI века», 4-10 декабря. – Куопио (Финляндия), 2012. – С.45-47.
  17. Зафиевский А.В. Применение обучающей среды Moodle на очном отделении // Материалы VI Междун. научно-практ. конф. «Информационная среда XXI века», 4-10 декабря. – Куопио (Финляндия), 2012. – С.88-90.
  18. Закирьянова Г.Т., Галимов И.А., Уразаева Л.Ю. Практические аспекты использования ИТ для формирования индивидуальной образовательной траектории // Материалы VI Междун. научно-практ. конф. «Информационная среда XXI века», 4-10 декабря. – Куопио (Финляндия), 2012. – С.85-88.
  19. Бабин Е.Н. Интегрированная информационная среда вуза как инструмент инновационного развития образовательных услуг высшей школы // Материалы VI Междун. научно-практ. конф. «Информационная среда XXI века», 4-10 декабря. – Куопио (Финляндия), 2012. – С.23-27.
  20. Подольский В.Е. О создании частного облака Тамбовского государственного технического университета // Доклады междун. науч. конф. «Новые информационные технологии и менеджмент качества (NIT&QM’2012)». – Турция, 2012. – С.55-58.
  21. Адаманский А.В., Денисов А.Л., Кипенко А.А., Тютюньков В.Е., Юданов Ф.Н. Автоматизированная система управления учебным процессом УИС: поддержка современных образовательных стандартов и интеграция с информационной средой вуза // Тр. всеросс. научно-метод. Конф. «Телематика’2012». – Санкт-Петербург, 2012.
  22. IT Services strategic plan https://itservices.stanford.edu/sites/default/files/2013/02/19/ITS%20Strategic%20Plan%202012-rev.pdf
  23. Desktop virtualization https://itservices.stanford.edu/strategy/platforms/desktop_virtualization
  24. Document management https://itservices.stanford.edu/strategy/enduserapps/docmgmt
  25. Strategic Management Information Project https://as.stanford.edu/stanford/display/AS/Strategic+Management+Information+Project
  26. MITOpenCourseware http://ocw.mit.edu/index.htm
  27. Strategic Plan 2013-2014 http://ist.mit.edu/sites/default/files/about/IST%20Overview%20FY2013%20FINAL%201_14_2013.pdf
  28. Information service and technology. Operation plan for FY2012 http://ist.mit.edu/sites/default/files/about/FY2012%20Operational%20Plan-FINAL%20October.pdf
  29. Столяров Д.Ю. Использование автоматизированных систем управления в деятельности учреждений высшего профессионального образования в Российской Федерации (аналитический обзор) / Под ред. Тихонова А.Н. – М.: ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика», 2009. – 96 с.
" ["money"]=> int(0) ["type"]=> string(3) "100" ["input"]=> string(1) "5" ["date"]=> NULL ["value"]=> NULL ["valueName"]=> string(33) "Otechestvennyjj_i_mirovojj_uroven" ["imgURL"]=> string(89) "https://st2.vvsu.ru/photos/Otechestvennyjj_i_mirovojj_uroven_informatizacii_universitetov" ["Unic"]=> string(36) "E876051D-0C2C-47FA-A21C-BB9865907724" } ["Type"]=> array(10) { ["text"]=> string(5) "stati" ["plain"]=> string(12) "Статьи" ["money"]=> int(0) ["type"]=> string(3) "102" ["input"]=> string(2) "31" ["date"]=> NULL ["value"]=> string(6) "412279" ["valueName"]=> string(13) "Статьи " ["imgURL"]=> string(40) "https://st0.vvsu.ru/photos/Статьи " ["Unic"]=> string(36) "E876051D-0C2C-47FA-A21C-BB9865907724" } ["Name"]=> array(10) { ["text"]=> string(115) "Отечественный и мировой уровень информатизации университетов" ["plain"]=> string(115) "Отечественный и мировой уровень информатизации университетов" ["money"]=> int(0) ["type"]=> string(3) "100" ["input"]=> string(1) "4" ["date"]=> NULL ["value"]=> NULL ["valueName"]=> string(33) "Otechestvennyjj_i_mirovojj_uroven" ["imgURL"]=> string(89) "https://st1.vvsu.ru/photos/Otechestvennyjj_i_mirovojj_uroven_informatizacii_universitetov" ["Unic"]=> string(36) "E876051D-0C2C-47FA-A21C-BB9865907724" } ["Time"]=> array(10) { ["text"]=> string(5) "17:53" ["plain"]=> string(5) "17:53" ["money"]=> int(0) ["type"]=> string(3) "100" ["input"]=> string(6) "405828" ["date"]=> NULL ["value"]=> NULL ["valueName"]=> string(33) "Otechestvennyjj_i_mirovojj_uroven" ["imgURL"]=> string(89) "https://st1.vvsu.ru/photos/Otechestvennyjj_i_mirovojj_uroven_informatizacii_universitetov" ["Unic"]=> string(36) "E876051D-0C2C-47FA-A21C-BB9865907724" } ["Author"]=> array(10) { ["text"]=> string(27) "К.И. Шахгельдян" ["plain"]=> string(27) "К.И. Шахгельдян" ["money"]=> int(0) ["type"]=> string(3) "100" ["input"]=> string(1) "4" ["date"]=> NULL ["value"]=> NULL ["valueName"]=> string(33) "Otechestvennyjj_i_mirovojj_uroven" ["imgURL"]=> string(89) "https://st2.vvsu.ru/photos/Otechestvennyjj_i_mirovojj_uroven_informatizacii_universitetov" ["Unic"]=> string(36) "E876051D-0C2C-47FA-A21C-BB9865907724" } } Array