ЭК главная_Электронный кампусКИС_Полезная информацияКИС_Аналитические материалыКИС_Информатизация вуза → Достоинства и недостатки автоматизации силами ИТ-подразделений ВУЗа

Достоинства и недостатки автоматизации силами ИТ-подразделений ВУЗа

Достоинства и недостатки автоматизации силами ИТ-подразделений ВУЗа
12:34 18.09.2013

Расскажите, пожалуйста, о достоинствах и недостатках автоматизации силами ИТ-подразделений ВУЗа в отличие от автоматизации сторонними разработчиками.

Действительно, имеют место два подхода: собственные разработки и внедрение сторонних решений. И тот и другой подход имеют как достоинства, так и недостатки. Поэтому предпочтительнее использовать достоинства обоих подходов и избегать недостатков их же. 

Достоинства подхода – брать готовые решения:

  1. при отсутствии полноценной команды разработчиков – это единственное решение, альтернативы нет;
  2. при наличии команды разработчиков - нет необходимости изобретать велосипед, можно заняться разработкой того, что нужно, но его нет на рынке или оно недостаточного качества или внедрять иные системы;
  3. у команды разработчиков не хватает компетенций для разработки именно этого решения (нет знаний предметной области, нет высокого уровня квалификации для разработки сложных приложений, нет понимания, что не хватает в предлагаемых решениях).

Часто здесь приводят достоинством как наличие некоторого общеиспользуемого решения и простой замены исполнителей.  Это ошибка. Реально замена исполнителей даже в широкоиспользуемом решении ведет к замене всего, что разрабатывала предыдущая команда.

Недостатки внедрения существующих решений:

  1. отсутствие глубокого понимания того, как «оно» реализовано в системе и возможно ли «его» изменение;
  2. необходимость постоянной адаптации решения, что возможно в гибких системах, но нет гарантии и поэтому часто в случае приобретаемых решениях  приходится процессы менять под систему, а не наоборот;
  3. необходимость смены версий, что приводит к проблемам, а иногда и к необходимости создание полностью нового решения. Например, переходы с 1С 7.7 на 1С 8.2. требуют полноценного нового проекта внедрения, а не просто быстрой смены версий, если в системе было многое уже сделано самими, что всегда имеет место в ВУЗах;
  4. зависимость от вендора, который не всегда торопится;
  5. реализация задач интеграции не всегда возможна, а интеграция является необходимым механизмом построения полноценной корпоративной информационной среды (КИС).

Достоинства подхода – разрабатывать самим:

  1. Полный контроль надо всем процессом;
  2. Возможность вносить любые изменения в правила, процессы, данные;
  3. Возможность обеспечить любую интеграцию;
  4. Возможность сделать ровно то, что нужно пользователям и то, что не умеют другие системы;
  5. Наличие исходного кода систем.

Недостатки подхода – разрабатывать самим:

  1. необходимость иметь свою собственную команду разработчиков, высокие требования к их профессиональным компетенциям;
  2. отсутствие полноценного тестирования – тестерами фактически являются пользователи систем;
  3. необходимость обеспечивать приемлемый уровень документации;
  4. зависимость от своих разработчиков.

Сторонние разработчики как правило разрабатывают КИС ВУЗа на основе готовых (типовых) шаблонов. Почему Вы решили автоматизировать деятельность ВУЗа собственными силами? Это экономия денежных средств, личная заинтересованность (научный интерес), уже имеющаяся на начальном этапе готовая команда разработчиков или жесткая позиция руководства?

Какой путь выбираем мы?

  • Если что-то решено лучше до нас и нет никаких серьезных аргументов против решения, то мы внедряем готовые решения.
  • Если решения не существует, или решение по каким-то характеристикам нас не устраивает, или даже если решение есть, и оно нас устраивает, но разработка своего займет меньше времени, чем внедрение чужого, мы разрабатываем сами.

Поэтому:

  • процессы управления персоналом, бухгалтерский учет, склад, зарплата – мы используем стороннее решение «Флагман», мы с ним интегрируемся;
  • процесс управления учетной записью пользователя сети и компьютерами – LDAP сервер – Active Directory, Microsoft System Center  - мы с ними интегрируемся;
  • система электронного обучения Moodle – мы с ней интегрируемся;
  • система проведения вебинаров – BigBlueButton – мы с ней интегрируемся;
  • непосредственное управление контроллерами на турникетах и шлагбауме  - разные системы, мы с ними интегрируемся;
  • все остальные процессы – от управления зданиями, помещениями, учебным процессом, документооборотом, контентом, сайтом, научным процессом, рейтингом, библиотекой и т.п. – это все сами.

Причины такого выбора:

  1. Мы исходим из экономической эффективности – если дешевле купить/взять и внедрить, то так и делаем, например, Moodle – несмотря на наличие свой системы Avanta – ее доработка будет стоить дороже внедрения Moodle. Все свое у нас по стоимости «разработка + внедрение + эксплуатация» намного ниже, чем мы видим сколько тратят ВУЗы на покупку и внедрение интеграторами. При этом зарплаты у нас высокие –  конкурентные на рынке труда программистов.
  2. Мы исходим из скорости внедрения – если разработать и внедрить быстрее, то делаем сами и наоборот. Флагман внедрить быстрее, чем писать бухгалтерию самим.
  3. Мы часто делаем то, чего еще НЕТ вообще на рынке. Например, построение планов по ФГОС,  учета достижений и рейтинг кафедр и преподавателей . Например, систему управления правами у нас д сих пор самая сильная, хотя сделана 10 лет назад (ну мы ее модернизируем, конечно). Но реальной альтернативы мы ей не видели пока, а тем более ее не было 10 лет работы системы.
  4. Мы делаем такие системы, которые имеют свойства, нужные в ВУЗе и отсутствующие в  хороших существующих на рынке решениях. Например, мы сделали свой документооборот и свою систему управления контентом (сайтами). Она может то, что не могут другие и именно это нужно ВУЗу, так как тут многие вещи иные, чем в коммерческих компаниях. При этом другие системы имеют свои преимущества, которые, возможно, не обеспечиваем мы, но нам они не нужны. Если будут нужны, мы их обеспечим.
  5. Мы делаем очень гибкие системы, которые легко настраиваются на изменяющиеся условия. Как пример, мы за 1,5 месяца внедрили систему рейтинговой оценки в ДВФУ (Дальневосточный федеральный университет) при том, что у них совершенно иные показатели оценки, их около 100, иные процессы их обработки и число преподавателей во много раз больше.

Условием собственной разработки является, конечно, своя команда разработчиков с высоким уровнем профессионализма.

Скажите, какой выбор должен сделать ВУЗ на сегодняшний день, ведь сейчас предложений по комплексной автоматизации ВУЗа огромное количество.

Предложений много и принимать принципиальное решение – делать самим или брать чужое, нужно на основе анализа собственных возможностей:

  • Есть ли профессиональная команда программистов, может ли ВУЗ ее себе позволить. Тут надо понимать, что такая команда при грамотном руководстве может обходиться намного дешевле (эффективнее), чем привлечение аутсорсинга, так как обеспечивает большой фронт работ, делает быстро и лучше владеет предметной областью.
  • Сможет ли команда сама разработать такую систему
  • Команда нужна в любом случае, постоянно нужно решать задачи интеграции, адаптации (модификации) автоматизированных процессов и данных – вопрос занятости команды на поддерживающих процессах.

Мой опыт показывает, что внедрение редко происходит быстрее, чем собственная разработка, если есть профессиональная команда. Но при этом, если ее нет, она занята или недостаточно компетентна, то внешнему решению нет альтернативы.

Резюмируя, если ВУЗ может разработать сам, пусть разрабатывает сам. Если не может, пусть привлекает других.

array(21) { ["Attachment"]=> array(0) { } ["ChildActions"]=> array(0) { } ["ChildObj"]=> array(0) { } ["EMPLAuthors"]=> array(0) { } ["EmplPerson"]=> array(0) { } ["FileInfo"]=> array(0) { } ["Incut"]=> array(0) { } ["KeyWords"]=> array(4) { [0]=> array(10) { ["text"]=> string(15) "avtomatizatsiia" ["plain"]=> string(26) "автоматизация" ["money"]=> int(0) ["type"]=> string(3) "102" ["input"]=> string(4) "5256" ["date"]=> NULL ["value"]=> string(6) "413536" ["valueName"]=> string(27) "автоматизация " ["imgURL"]=> string(54) "https://st2.vvsu.ru/photos/автоматизация " ["Unic"]=> string(36) "A1870EB8-5E5A-4363-9230-1C9D56A50498" } [1]=> array(10) { ["text"]=> string(38) "vnedrenie_informatsionnykh_tekhnologii" ["plain"]=> string(68) "внедрение информационных технологий" ["money"]=> int(0) ["type"]=> string(3) "102" ["input"]=> string(4) "5256" ["date"]=> NULL ["value"]=> string(6) "568420" ["valueName"]=> string(69) "внедрение информационных технологий " ["imgURL"]=> string(96) "https://st0.vvsu.ru/photos/внедрение информационных технологий " ["Unic"]=> string(36) "A1870EB8-5E5A-4363-9230-1C9D56A50498" } [2]=> array(10) { ["text"]=> string(21) "informatizatsiia_vuza" ["plain"]=> string(37) "информатизация вуза" ["money"]=> int(0) ["type"]=> string(3) "102" ["input"]=> string(4) "5256" ["date"]=> NULL ["value"]=> string(6) "568422" ["valueName"]=> string(38) "информатизация вуза " ["imgURL"]=> string(65) "https://st1.vvsu.ru/photos/информатизация вуза " ["Unic"]=> string(36) "A1870EB8-5E5A-4363-9230-1C9D56A50498" } [3]=> array(10) { ["text"]=> string(27) "informatsionnye_tekhnologii" ["plain"]=> string(49) "информационные технологии" ["money"]=> int(0) ["type"]=> string(3) "102" ["input"]=> string(4) "5256" ["date"]=> NULL ["value"]=> string(6) "413543" ["valueName"]=> string(50) "информационные технологии " ["imgURL"]=> string(77) "https://st2.vvsu.ru/photos/информационные технологии " ["Unic"]=> string(36) "A1870EB8-5E5A-4363-9230-1C9D56A50498" } } ["MainPict"]=> array(1) { [0]=> array(10) { ["text"]=> string(0) "" ["plain"]=> string(0) "" ["money"]=> int(0) ["type"]=> string(3) "130" ["input"]=> string(5) "36468" ["date"]=> NULL ["value"]=> string(8) "10465700" ["valueName"]=> string(36) "5B137568_8DAC_4D81_804D_92B2AE7D16B9" ["imgURL"]=> string(63) "https://st0.vvsu.ru/photos/5B137568_8DAC_4D81_804D_92B2AE7D16B9" ["Unic"]=> string(36) "A1870EB8-5E5A-4363-9230-1C9D56A50498" } } ["Pictures"]=> array(0) { } ["Position"]=> array(2) { [0]=> array(10) { ["text"]=> string(21) "informatizatsiia_vuza" ["plain"]=> string(37) "Информатизация вуза" ["money"]=> int(0) ["type"]=> string(3) "102" ["input"]=> string(4) "5256" ["date"]=> NULL ["value"]=> string(6) "568306" ["valueName"]=> string(38) "Информатизация вуза " ["imgURL"]=> string(65) "https://st2.vvsu.ru/photos/Информатизация вуза " ["Unic"]=> string(36) "A1870EB8-5E5A-4363-9230-1C9D56A50498" } [1]=> array(10) { ["text"]=> string(25) "russkaia_versiia_saita_ek" ["plain"]=> string(43) "Русская версия сайта ЭК" ["money"]=> int(0) ["type"]=> string(3) "102" ["input"]=> string(4) "5256" ["date"]=> NULL ["value"]=> string(6) "602184" ["valueName"]=> string(44) "Русская версия сайта ЭК " ["imgURL"]=> string(71) "https://st0.vvsu.ru/photos/Русская версия сайта ЭК " ["Unic"]=> string(36) "A1870EB8-5E5A-4363-9230-1C9D56A50498" } } ["Priority"]=> array(0) { } ["Site"]=> array(1) { [0]=> array(10) { ["text"]=> string(16) "e_campus_vvsu_ru" ["plain"]=> string(16) "e-campus.vvsu.ru" ["money"]=> int(0) ["type"]=> string(3) "102" ["input"]=> string(4) "5256" ["date"]=> NULL ["value"]=> string(8) "10096124" ["valueName"]=> string(17) "e-campus.vvsu.ru " ["imgURL"]=> string(44) "https://st2.vvsu.ru/photos/e-campus.vvsu.ru " ["Unic"]=> string(36) "A1870EB8-5E5A-4363-9230-1C9D56A50498" } } ["StudPerson"]=> array(0) { } ["Data"]=> array(11) { ["text"]=> string(0) "" ["plain"]=> string(0) "" ["money"]=> int(0) ["type"]=> string(3) "177" ["input"]=> string(3) "178" ["date"]=> string(10) "2013-09-18" ["value"]=> NULL ["valueName"]=> string(68) "Dostoinstva_i_nedostatki_avtomatizacii_silami_IT_podrazdelenijj_VUZa" ["imgURL"]=> string(95) "https://st0.vvsu.ru/photos/Dostoinstva_i_nedostatki_avtomatizacii_silami_IT_podrazdelenijj_VUZa" ["Unic"]=> string(36) "A1870EB8-5E5A-4363-9230-1C9D56A50498" ["dateString"]=> string(19) "18 сентября" } ["ShortDescr"]=> array(10) { ["text"]=> string(226) "Мнение эксперта о том, что лучше выбрать для ВУЗа: собственные ИТ разработки или внедрять ИТ решения сторонних организаций." ["plain"]=> string(226) "Мнение эксперта о том, что лучше выбрать для ВУЗа: собственные ИТ разработки или внедрять ИТ решения сторонних организаций." ["money"]=> int(0) ["type"]=> string(3) "100" ["input"]=> string(1) "4" ["date"]=> NULL ["value"]=> NULL ["valueName"]=> string(38) "Dostoinstva_i_nedostatki_avtomatizacii" ["imgURL"]=> string(95) "https://st1.vvsu.ru/photos/Dostoinstva_i_nedostatki_avtomatizacii_silami_IT_podrazdelenijj_VUZa" ["Unic"]=> string(36) "A1870EB8-5E5A-4363-9230-1C9D56A50498" } ["FullDescr"]=> array(10) { ["text"]=> string(14533) "

Расскажите, пожалуйста, о достоинствах и недостатках автоматизации силами ИТ-подразделений ВУЗа в отличие от автоматизации сторонними разработчиками.

Действительно, имеют место два подхода: собственные разработки и внедрение сторонних решений. И тот и другой подход имеют как достоинства, так и недостатки. Поэтому предпочтительнее использовать достоинства обоих подходов и избегать недостатков их же. 

Достоинства подхода – брать готовые решения:

  1. при отсутствии полноценной команды разработчиков – это единственное решение, альтернативы нет;
  2. при наличии команды разработчиков - нет необходимости изобретать велосипед, можно заняться разработкой того, что нужно, но его нет на рынке или оно недостаточного качества или внедрять иные системы;
  3. у команды разработчиков не хватает компетенций для разработки именно этого решения (нет знаний предметной области, нет высокого уровня квалификации для разработки сложных приложений, нет понимания, что не хватает в предлагаемых решениях).

Часто здесь приводят достоинством как наличие некоторого общеиспользуемого решения и простой замены исполнителей.  Это ошибка. Реально замена исполнителей даже в широкоиспользуемом решении ведет к замене всего, что разрабатывала предыдущая команда.

Недостатки внедрения существующих решений:

  1. отсутствие глубокого понимания того, как «оно» реализовано в системе и возможно ли «его» изменение;
  2. необходимость постоянной адаптации решения, что возможно в гибких системах, но нет гарантии и поэтому часто в случае приобретаемых решениях  приходится процессы менять под систему, а не наоборот;
  3. необходимость смены версий, что приводит к проблемам, а иногда и к необходимости создание полностью нового решения. Например, переходы с 1С 7.7 на 1С 8.2. требуют полноценного нового проекта внедрения, а не просто быстрой смены версий, если в системе было многое уже сделано самими, что всегда имеет место в ВУЗах;
  4. зависимость от вендора, который не всегда торопится;
  5. реализация задач интеграции не всегда возможна, а интеграция является необходимым механизмом построения полноценной корпоративной информационной среды (КИС).

Достоинства подхода – разрабатывать самим:

  1. Полный контроль надо всем процессом;
  2. Возможность вносить любые изменения в правила, процессы, данные;
  3. Возможность обеспечить любую интеграцию;
  4. Возможность сделать ровно то, что нужно пользователям и то, что не умеют другие системы;
  5. Наличие исходного кода систем.

Недостатки подхода – разрабатывать самим:

  1. необходимость иметь свою собственную команду разработчиков, высокие требования к их профессиональным компетенциям;
  2. отсутствие полноценного тестирования – тестерами фактически являются пользователи систем;
  3. необходимость обеспечивать приемлемый уровень документации;
  4. зависимость от своих разработчиков.

Сторонние разработчики как правило разрабатывают КИС ВУЗа на основе готовых (типовых) шаблонов. Почему Вы решили автоматизировать деятельность ВУЗа собственными силами? Это экономия денежных средств, личная заинтересованность (научный интерес), уже имеющаяся на начальном этапе готовая команда разработчиков или жесткая позиция руководства?

Какой путь выбираем мы?

  • Если что-то решено лучше до нас и нет никаких серьезных аргументов против решения, то мы внедряем готовые решения.
  • Если решения не существует, или решение по каким-то характеристикам нас не устраивает, или даже если решение есть, и оно нас устраивает, но разработка своего займет меньше времени, чем внедрение чужого, мы разрабатываем сами.

Поэтому:

  • процессы управления персоналом, бухгалтерский учет, склад, зарплата – мы используем стороннее решение «Флагман», мы с ним интегрируемся;
  • процесс управления учетной записью пользователя сети и компьютерами – LDAP сервер – Active Directory, Microsoft System Center  - мы с ними интегрируемся;
  • система электронного обучения Moodle – мы с ней интегрируемся;
  • система проведения вебинаров – BigBlueButton – мы с ней интегрируемся;
  • непосредственное управление контроллерами на турникетах и шлагбауме  - разные системы, мы с ними интегрируемся;
  • все остальные процессы – от управления зданиями, помещениями, учебным процессом, документооборотом, контентом, сайтом, научным процессом, рейтингом, библиотекой и т.п. – это все сами.

Причины такого выбора:

  1. Мы исходим из экономической эффективности – если дешевле купить/взять и внедрить, то так и делаем, например, Moodle – несмотря на наличие свой системы Avanta – ее доработка будет стоить дороже внедрения Moodle. Все свое у нас по стоимости «разработка + внедрение + эксплуатация» намного ниже, чем мы видим сколько тратят ВУЗы на покупку и внедрение интеграторами. При этом зарплаты у нас высокие –  конкурентные на рынке труда программистов.
  2. Мы исходим из скорости внедрения – если разработать и внедрить быстрее, то делаем сами и наоборот. Флагман внедрить быстрее, чем писать бухгалтерию самим.
  3. Мы часто делаем то, чего еще НЕТ вообще на рынке. Например, построение планов по ФГОС,  учета достижений и рейтинг кафедр и преподавателей . Например, систему управления правами у нас д сих пор самая сильная, хотя сделана 10 лет назад (ну мы ее модернизируем, конечно). Но реальной альтернативы мы ей не видели пока, а тем более ее не было 10 лет работы системы.
  4. Мы делаем такие системы, которые имеют свойства, нужные в ВУЗе и отсутствующие в  хороших существующих на рынке решениях. Например, мы сделали свой документооборот и свою систему управления контентом (сайтами). Она может то, что не могут другие и именно это нужно ВУЗу, так как тут многие вещи иные, чем в коммерческих компаниях. При этом другие системы имеют свои преимущества, которые, возможно, не обеспечиваем мы, но нам они не нужны. Если будут нужны, мы их обеспечим.
  5. Мы делаем очень гибкие системы, которые легко настраиваются на изменяющиеся условия. Как пример, мы за 1,5 месяца внедрили систему рейтинговой оценки в ДВФУ (Дальневосточный федеральный университет) при том, что у них совершенно иные показатели оценки, их около 100, иные процессы их обработки и число преподавателей во много раз больше.

Условием собственной разработки является, конечно, своя команда разработчиков с высоким уровнем профессионализма.

Скажите, какой выбор должен сделать ВУЗ на сегодняшний день, ведь сейчас предложений по комплексной автоматизации ВУЗа огромное количество.

Предложений много и принимать принципиальное решение – делать самим или брать чужое, нужно на основе анализа собственных возможностей:

  • Есть ли профессиональная команда программистов, может ли ВУЗ ее себе позволить. Тут надо понимать, что такая команда при грамотном руководстве может обходиться намного дешевле (эффективнее), чем привлечение аутсорсинга, так как обеспечивает большой фронт работ, делает быстро и лучше владеет предметной областью.
  • Сможет ли команда сама разработать такую систему
  • Команда нужна в любом случае, постоянно нужно решать задачи интеграции, адаптации (модификации) автоматизированных процессов и данных – вопрос занятости команды на поддерживающих процессах.

Мой опыт показывает, что внедрение редко происходит быстрее, чем собственная разработка, если есть профессиональная команда. Но при этом, если ее нет, она занята или недостаточно компетентна, то внешнему решению нет альтернативы.

Резюмируя, если ВУЗ может разработать сам, пусть разрабатывает сам. Если не может, пусть привлекает других.

" ["plain"]=> string(14533) "

Расскажите, пожалуйста, о достоинствах и недостатках автоматизации силами ИТ-подразделений ВУЗа в отличие от автоматизации сторонними разработчиками.

Действительно, имеют место два подхода: собственные разработки и внедрение сторонних решений. И тот и другой подход имеют как достоинства, так и недостатки. Поэтому предпочтительнее использовать достоинства обоих подходов и избегать недостатков их же. 

Достоинства подхода – брать готовые решения:

  1. при отсутствии полноценной команды разработчиков – это единственное решение, альтернативы нет;
  2. при наличии команды разработчиков - нет необходимости изобретать велосипед, можно заняться разработкой того, что нужно, но его нет на рынке или оно недостаточного качества или внедрять иные системы;
  3. у команды разработчиков не хватает компетенций для разработки именно этого решения (нет знаний предметной области, нет высокого уровня квалификации для разработки сложных приложений, нет понимания, что не хватает в предлагаемых решениях).

Часто здесь приводят достоинством как наличие некоторого общеиспользуемого решения и простой замены исполнителей.  Это ошибка. Реально замена исполнителей даже в широкоиспользуемом решении ведет к замене всего, что разрабатывала предыдущая команда.

Недостатки внедрения существующих решений:

  1. отсутствие глубокого понимания того, как «оно» реализовано в системе и возможно ли «его» изменение;
  2. необходимость постоянной адаптации решения, что возможно в гибких системах, но нет гарантии и поэтому часто в случае приобретаемых решениях  приходится процессы менять под систему, а не наоборот;
  3. необходимость смены версий, что приводит к проблемам, а иногда и к необходимости создание полностью нового решения. Например, переходы с 1С 7.7 на 1С 8.2. требуют полноценного нового проекта внедрения, а не просто быстрой смены версий, если в системе было многое уже сделано самими, что всегда имеет место в ВУЗах;
  4. зависимость от вендора, который не всегда торопится;
  5. реализация задач интеграции не всегда возможна, а интеграция является необходимым механизмом построения полноценной корпоративной информационной среды (КИС).

Достоинства подхода – разрабатывать самим:

  1. Полный контроль надо всем процессом;
  2. Возможность вносить любые изменения в правила, процессы, данные;
  3. Возможность обеспечить любую интеграцию;
  4. Возможность сделать ровно то, что нужно пользователям и то, что не умеют другие системы;
  5. Наличие исходного кода систем.

Недостатки подхода – разрабатывать самим:

  1. необходимость иметь свою собственную команду разработчиков, высокие требования к их профессиональным компетенциям;
  2. отсутствие полноценного тестирования – тестерами фактически являются пользователи систем;
  3. необходимость обеспечивать приемлемый уровень документации;
  4. зависимость от своих разработчиков.

Сторонние разработчики как правило разрабатывают КИС ВУЗа на основе готовых (типовых) шаблонов. Почему Вы решили автоматизировать деятельность ВУЗа собственными силами? Это экономия денежных средств, личная заинтересованность (научный интерес), уже имеющаяся на начальном этапе готовая команда разработчиков или жесткая позиция руководства?

Какой путь выбираем мы?

  • Если что-то решено лучше до нас и нет никаких серьезных аргументов против решения, то мы внедряем готовые решения.
  • Если решения не существует, или решение по каким-то характеристикам нас не устраивает, или даже если решение есть, и оно нас устраивает, но разработка своего займет меньше времени, чем внедрение чужого, мы разрабатываем сами.

Поэтому:

  • процессы управления персоналом, бухгалтерский учет, склад, зарплата – мы используем стороннее решение «Флагман», мы с ним интегрируемся;
  • процесс управления учетной записью пользователя сети и компьютерами – LDAP сервер – Active Directory, Microsoft System Center  - мы с ними интегрируемся;
  • система электронного обучения Moodle – мы с ней интегрируемся;
  • система проведения вебинаров – BigBlueButton – мы с ней интегрируемся;
  • непосредственное управление контроллерами на турникетах и шлагбауме  - разные системы, мы с ними интегрируемся;
  • все остальные процессы – от управления зданиями, помещениями, учебным процессом, документооборотом, контентом, сайтом, научным процессом, рейтингом, библиотекой и т.п. – это все сами.

Причины такого выбора:

  1. Мы исходим из экономической эффективности – если дешевле купить/взять и внедрить, то так и делаем, например, Moodle – несмотря на наличие свой системы Avanta – ее доработка будет стоить дороже внедрения Moodle. Все свое у нас по стоимости «разработка + внедрение + эксплуатация» намного ниже, чем мы видим сколько тратят ВУЗы на покупку и внедрение интеграторами. При этом зарплаты у нас высокие –  конкурентные на рынке труда программистов.
  2. Мы исходим из скорости внедрения – если разработать и внедрить быстрее, то делаем сами и наоборот. Флагман внедрить быстрее, чем писать бухгалтерию самим.
  3. Мы часто делаем то, чего еще НЕТ вообще на рынке. Например, построение планов по ФГОС,  учета достижений и рейтинг кафедр и преподавателей . Например, систему управления правами у нас д сих пор самая сильная, хотя сделана 10 лет назад (ну мы ее модернизируем, конечно). Но реальной альтернативы мы ей не видели пока, а тем более ее не было 10 лет работы системы.
  4. Мы делаем такие системы, которые имеют свойства, нужные в ВУЗе и отсутствующие в  хороших существующих на рынке решениях. Например, мы сделали свой документооборот и свою систему управления контентом (сайтами). Она может то, что не могут другие и именно это нужно ВУЗу, так как тут многие вещи иные, чем в коммерческих компаниях. При этом другие системы имеют свои преимущества, которые, возможно, не обеспечиваем мы, но нам они не нужны. Если будут нужны, мы их обеспечим.
  5. Мы делаем очень гибкие системы, которые легко настраиваются на изменяющиеся условия. Как пример, мы за 1,5 месяца внедрили систему рейтинговой оценки в ДВФУ (Дальневосточный федеральный университет) при том, что у них совершенно иные показатели оценки, их около 100, иные процессы их обработки и число преподавателей во много раз больше.

Условием собственной разработки является, конечно, своя команда разработчиков с высоким уровнем профессионализма.

Скажите, какой выбор должен сделать ВУЗ на сегодняшний день, ведь сейчас предложений по комплексной автоматизации ВУЗа огромное количество.

Предложений много и принимать принципиальное решение – делать самим или брать чужое, нужно на основе анализа собственных возможностей:

  • Есть ли профессиональная команда программистов, может ли ВУЗ ее себе позволить. Тут надо понимать, что такая команда при грамотном руководстве может обходиться намного дешевле (эффективнее), чем привлечение аутсорсинга, так как обеспечивает большой фронт работ, делает быстро и лучше владеет предметной областью.
  • Сможет ли команда сама разработать такую систему
  • Команда нужна в любом случае, постоянно нужно решать задачи интеграции, адаптации (модификации) автоматизированных процессов и данных – вопрос занятости команды на поддерживающих процессах.

Мой опыт показывает, что внедрение редко происходит быстрее, чем собственная разработка, если есть профессиональная команда. Но при этом, если ее нет, она занята или недостаточно компетентна, то внешнему решению нет альтернативы.

Резюмируя, если ВУЗ может разработать сам, пусть разрабатывает сам. Если не может, пусть привлекает других.

" ["money"]=> int(0) ["type"]=> string(3) "100" ["input"]=> string(1) "5" ["date"]=> NULL ["value"]=> NULL ["valueName"]=> string(38) "Dostoinstva_i_nedostatki_avtomatizacii" ["imgURL"]=> string(95) "https://st2.vvsu.ru/photos/Dostoinstva_i_nedostatki_avtomatizacii_silami_IT_podrazdelenijj_VUZa" ["Unic"]=> string(36) "A1870EB8-5E5A-4363-9230-1C9D56A50498" } ["Type"]=> array(10) { ["text"]=> string(5) "stati" ["plain"]=> string(12) "Статьи" ["money"]=> int(0) ["type"]=> string(3) "102" ["input"]=> string(2) "31" ["date"]=> NULL ["value"]=> string(6) "412279" ["valueName"]=> string(13) "Статьи " ["imgURL"]=> string(40) "https://st0.vvsu.ru/photos/Статьи " ["Unic"]=> string(36) "A1870EB8-5E5A-4363-9230-1C9D56A50498" } ["Name"]=> array(10) { ["text"]=> string(127) "Достоинства и недостатки автоматизации силами ИТ-подразделений ВУЗа" ["plain"]=> string(127) "Достоинства и недостатки автоматизации силами ИТ-подразделений ВУЗа" ["money"]=> int(0) ["type"]=> string(3) "100" ["input"]=> string(1) "4" ["date"]=> NULL ["value"]=> NULL ["valueName"]=> string(38) "Dostoinstva_i_nedostatki_avtomatizacii" ["imgURL"]=> string(95) "https://st1.vvsu.ru/photos/Dostoinstva_i_nedostatki_avtomatizacii_silami_IT_podrazdelenijj_VUZa" ["Unic"]=> string(36) "A1870EB8-5E5A-4363-9230-1C9D56A50498" } ["Time"]=> array(10) { ["text"]=> string(5) "12:34" ["plain"]=> string(5) "12:34" ["money"]=> int(0) ["type"]=> string(3) "100" ["input"]=> string(6) "405828" ["date"]=> NULL ["value"]=> NULL ["valueName"]=> string(38) "Dostoinstva_i_nedostatki_avtomatizacii" ["imgURL"]=> string(95) "https://st1.vvsu.ru/photos/Dostoinstva_i_nedostatki_avtomatizacii_silami_IT_podrazdelenijj_VUZa" ["Unic"]=> string(36) "A1870EB8-5E5A-4363-9230-1C9D56A50498" } ["Author"]=> array(10) { ["text"]=> string(27) "К.И. Шахгельдян" ["plain"]=> string(27) "К.И. Шахгельдян" ["money"]=> int(0) ["type"]=> string(3) "100" ["input"]=> string(1) "4" ["date"]=> NULL ["value"]=> NULL ["valueName"]=> string(38) "Dostoinstva_i_nedostatki_avtomatizacii" ["imgURL"]=> string(95) "https://st1.vvsu.ru/photos/Dostoinstva_i_nedostatki_avtomatizacii_silami_IT_podrazdelenijj_VUZa" ["Unic"]=> string(36) "A1870EB8-5E5A-4363-9230-1C9D56A50498" } } Array